Основным событием для рынков торговой недвижимости в минувшие две недели стали массовые заявления о временной приостановке работы или ухода из России магазинов крупных зарубежных брендов одежды, обуви и потребительских товаров.
Согласно подсчетам компании Focus, в крупных торгцентрах Москвы международные арендаторы сейчас занимают 34% площадей, в небольших — 22%. Если все эти предприятия примут решение уйти с рынка, вакантность в московских торгцентрах, по расчетам компании, может вырасти с текущих 10% до 45%.
В настоящий момент закрытие магазинов еще не повлияло значительно на активность покупателей. По данным Focus, показатель Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) на неделе 1–7 марта в Москве был только на 2,2% ниже значения за аналогичный период прошлого года, а период 2–8 марта — оказался выше на 2,7%. В Санкт-Петербурге аналогичная динамика составила минус 11,2% и минус 9,9% к значениям 2021 года соответственно.
Руководитель направления исследований и консалтинга Focus Михаил Васильев констатирует, что ожидание закрытия магазинов и роста цен стимулировали активность потребителей, формировался ажиотажный спрос.
Согласно данным Romir, в период 28 февраля — 6 марта индекс недельных расходов россиян действительно вырос на 20,4% относительно предыдущей недели, до 6,98 тыс. руб. Средний чек за тот же период увеличился на 11,6%, до 777 руб.
Уход зарубежных сетей — не единственный фактор потенциального увеличения доли пустующих площадей. Директор департамента торговой недвижимости Accent Capital Светлана Кузьмина обращает внимание на то, что прекратить деятельность могут российские компании, делавшие ставку на продажу западных брендов. Одновременно эксперт видит риск закрытия магазинов из-за сокращения платежеспособности населения. Но госпожа Кузьмина не исключает и дальнейшего прихода на освободившиеся ниши российских, китайских и турецких брендов.
Искать новых арендаторов сейчас торгцентрам непросто. В большинстве своем сделки, находившиеся на ранних стадиях переговоров, сейчас поставлены на паузу, констатирует заместитель руководителя направления «Торговые центры» компании «Магазин магазинов» Александра Ромашина.
«Это связано с проблемами логистики, курсами валют, проведением трансакций»,— поясняет она. Другими проблемами собственников торговой недвижимости в текущих условиях Светлана Кузьмина называет риск потери части арендного дохода и повышение выплат по кредитам на строительство объектов из-за роста ключевой ставки.
Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов предполагает, что потеря 40–45% магазинов может привести торгцентры к снижению траффика в среднем на 30%.
На рынок стрит-ритейла отток зарубежных брендов, по мнению коммерческого директора Realty4Sale Ирины Буренко, окажет не такой заметный эффект: большинство их магазинов были сосредоточены на нескольких улицах. Это подтверждают расчеты CBRE, согласно которым международные ритейлеры занимают 2,3% от общего числа арендаторов на центральных торговых улицах Москвы.
Проблемой для рынка стрит-ритейла станет снижение активности оставшихся игроков. Ирина Буренко констатирует, что паузу на фоне общей нестабильности взяли и многие российские федеральные сети, ожидая какой-то стабилизации экономический ситуации.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ