Сети «М.Видео—Эльдорадо», «Связной», «Ситилинк», Familia, Gloria Jeans, Zolla, «Твое», «Детский мир», «Адамас», Sunlight, «Леонардо» и Burger King попросили владельцев торгцентров о предоставлении им скидки на аренду помещений. Это следует из писем ритейлеров операторам торгцентров. Часть операторов просит снизить арендную плату до 70%, а некоторые — отказаться от фиксированной части платежа, оставив только процент от товарооборота на срок от нескольких месяцев или до конца 2022 года. А Gloria Jeans просит освободить сеть от арендных платежей на три месяца.
Владелец «Леонардо» Борис Кац подтвердил, что ведет такие переговоры. «В ситуации, когда сохраняется высокая степень неопределенности и сложно прогнозировать спрос, расчет арендной платы от результатов продаж выглядит наиболее справедливым»,— заявили в «М.Видео—Эльдорадо». По словам представителей компании, похожий сценарий был реализован в начале пандемии в 2020 году, что в итоге позволило торгцентрам и ритейлу пройти турбулентный период. В Familia и Gloria Jeans отказались от комментариев. Остальные ритейлеры не ответили на запрос.
Руководитель отдела аренды торговых помещений «Джонс Лэнг Ласаль» Резеда Садритдинова отмечает, что многие арендаторы сейчас ведут переговоры с собственниками торгцентров о скидках по арендной плате. По ее словам, это касается как российских арендаторов, так и международных игроков, временно приостановивших свою деятельность в России. По словам господина Каца, у ритейлеров сейчас наблюдаются сложности с поставками и оплатой дистрибуторам, а выросшие цены на импортные товары и увеличение ставок по кредитам могут привести к кассовому разрыву.
Впрочем, пока данные о выручках недельной давности говорят о хороших продажах по всем сегментам, так как покупатели скупают товары из-за панических настроений, замечает старший директор ритейл-департамента независимого российского консультанта CBRE Марина Малахатько. По данным Focus, Mall Index (отражает изменение количества посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в торгцентрах Москвы с 24 февраля по 14 марта этого года был выше на 2% год к году и отставал от докризисного 2019 года на 18%. По словам аналитиков компании, с одной стороны, наблюдалась повышенная активность потребителей, связанная с ростом цен и ожиданием закрытия магазинов международных брендов, ряда объектов сетевого ритейла, а с другой — часть потребителей стала переходить к сберегательной модели поведения.
Однако в случае серьезных уступок ритейлерам арендодатели сами рискуют не выполнить свои кредитные обязательства перед банками, отмечает директор департамента торговой недвижимости ILM Лариса Еремина.
Дарья Андрианова
Источник: КОММЕРСАНТЪ