Knight Frank оценила число международных брендов, объявивших о приостановке своей деятельности в РФ после начала военной операции на Украине. Таких сетей оказалось 160. Заметная часть игроков, заморозивших работу в стране,— fashion-ритейлеры (21%), продавцы автомобилей (13%) и товаров повседневного спроса (10%).
Об окончательном уходе из России пока сообщили только шесть компаний, но такое решение в итоге может принять весомая доля игроков, полагает руководитель направления исследований и консалтинга Focus Михаил Васильев: «Геополитическая ситуация нестабильна, давление на международные бренды в странах их происхождения не ослабевает». По его прогнозам, ситуация решится в течение полугода: сети, приостановившие работу, сами окончательно закроют и освободят магазины, либо на этом будут настаивать торгцентры из-за серьезного падения трафика.
Если все бренды, объявившие о временной заморозке работы, реально покинут рынок, торгцентры потеряют 30–70% выручки, считает глава департамента ритейла CBRE Марина Малахатько. Даже временное закрытие магазинов международных брендов привело к серьезным проблемам крупных торгцентров (от 60 тыс. кв. м) Москвы и Петербурга, где такие ритейлеры, по подсчетам Knight Frank, арендуют 15–25% от общего объема площадей. В средних и небольших объектах — около 10%.
В торгцентрах других городов-миллионников России западные сети арендуют 15% торговых площадей, в менее крупных городах — до 10%.
Между тем посещаемость торгцентров из-за закрытий магазинов и завершения волны ажиотажного спроса сокращается. По подсчетам Focus, в Москве показатель Mall Index (число посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) за прошлую неделю сократился на 9% год к году, в Петербурге — на 17%.
«Операторы (объявившие о временном закрытии магазинов”) пока продолжают платить за аренду и не освобождают занятые площади»,— говорит Марина Малахатько. Она рассчитывает на возобновление работы части магазинов, так как в закрытых залах обновляется экспозиция. Но аналитики Knight Frank все равно ждут роста вакантности торгцентров во втором-третьем кварталах: в новых объектах свободными могут оставаться 30–35% площадей.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ