Средняя площадь торгцентров, запланированных к вводу в Москве в этом году, составляет 10,9 тыс. кв. м — это минимальное значение с 2014 года и более чем в два с половиной раза ниже аналогичного показателя за прошлый год (25,7 тыс. кв. м). Такие данные в своем исследовании приводит Knight Frank. Консультанты поясняют, что все запланированные на этот год 22 торгцентра — объекты районного и окружного форматов, площадью менее 30 тыс. кв. м. Аналогичная тенденция прослеживается в регионах. Средняя площадь заявленных здесь на этот год торгцентров составляет 18 тыс. кв. м против 29 тыс. кв. м годом ранее, свидетельствуют расчеты Knight Frank.
Региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева называет смещение активности девелоперов в пользу малоформатных торгцентров реакцией на рыночные тренды.
«На фоне дефицита ликвидных площадок и развития цифровых услуг площадь магазинов начала постепенно уменьшаться, а продуктовые сети — создавать форматы "у дома"»,— отмечает госпожа Хакбердиева.
Районные объекты, по словам эксперта, традиционно меньше зависят от экономических потрясений, обеспечивая более стабильный трафик и конверсию.
Справедливым этот тезис оказался и в контексте массового ухода с рынка зарубежных брендов. Согласно оценкам компании Focus Technologies, показатель Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в Москве в период 4–10 апреля сократился в среднем на 9% год к году. При этом для объектов крупного формата этот спад оценивается в 20–30%, а малого — всего в 3–5%. Средняя продолжительность визита при этом сократилась на 10–15% и 5% соответственно.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ