Число выставленных на продажу агентств недвижимости за последние несколько месяцев выросло в несколько раз, что является «нетипичной ситуацией для рынка», сообщили в компании «Жилфонд». По данным «Авито», сейчас размещено 400 объявлений о продаже таких компаний по всей России — это в 2,4 раза больше, чем год назад. Средняя стоимость готового бизнеса составляет 540 тыс. руб.
Директор «Жилфонда» Александр Чернокульский связывает тренд с разбалансировкой рынка: «Предложение жилья заметно превышает спрос, а число сделок сокращается из-за ситуации в экономике». По его словам, в таких условиях сложно выжить небольшим региональным агентствам, где работают 10–20 риэлторов. Владельцы таких компаний решили выйти из бизнеса, полагает господин Чернокульский. Управляющий партнер «Метриума» Надежда Коркка считает, что с рынка уходят агентства, специализирующиеся на сделках со вторичным жильем.
Активность на рынке жилья из-за кризиса действительно резко сократилась. По подсчетам «ЦИАН.Аналитики», в первые три недели июня количество просмотров объявлений о продаже вторичной недвижимости в городах-миллионниках и звонков сократилось на 48% год к году. В «Авито.Недвижимости» оценивают спад в 29%.
Только в Москве, по данным Росреестра, в мае число сделок на вторичном рынке сократилось на 45% год к году, на первичном — на 31%.
Риэлторский бизнес традиционно считался доходным: по оценкам «Жилфонда», он может приносить 20–25% годовых. Надежда Коркка предупреждает, что рентабельность сильно зависит от специфики региона, но средний показатель — 15%, хотя в этом году он снизится из-за падения числа сделок.
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев
Источник: КОММЕРСАНТЪ