Показатель Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) по итогам периода 30 мая — 26 июня в Москве и Санкт-Петербурге на 11% ниже значения за аналогичный период прошлого года. Такие данные приводит Focus Technologies, отмечая, что разрыв в июне немного сократился. В апреле—мае Mall Index в Москве был ниже прошлогоднего на 13%, в Санкт-Петербурге — на 14%. Говорить о выраженном позитивном тренде пока рано: частично сокращение разрыва обеспечивается более низким трафиком торгцентров в июне 2021 года, на него пришлась одна из ограничительных волн на фоне COVID-19, предупреждает руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев.
В целом удручающими итоги работы торгцентров по итогам первого полугодия называет гендиректор Ricci | BlackStone Евгений Кузьмин. На этот период пришлись спад активности покупателей, закрытие магазинов иностранных брендов, увеличение вакантности, перечисляет он. Эти факторы способствовали снижению арендных доходов и вынужденному переходу собственников от политики фиксированных ставок на процент от товарооборота. Одновременно стоимость эксплуатации зданий, по словам господина Кузьмина, растет. В числе арендаторов, которые сохраняют развитие и ищут новые помещения, он выделяет продуктовых ритейлеров. Михаил Васильев сомневается, что торгцентрам удастся почувствовать выраженные позитивные тренды раньше осени: пока большинство потребителей продолжают находиться в парадигме сберегательной модели поведения, сократив траты и количество визитов в магазины.
Ситуация в сегменте стрит-ритейла лучше. Согласно предварительным оценкам директора этого направления в Knight Frank Ирины Козиной, средний уровень вакантности на торговых улицах Москвы по итогам первого полугодия 15%, это на 1,6 процентного пункта ниже значения за аналогичный период прошлого года.
Массового роста доли пустующих помещений в ближайшем будущем эксперт не ждет: «многие бренды, в том числе приостановившие работу магазинов, говорят о пролонгации договоров, но пока на более короткие сроки».
Одновременно, по словам ведущего консультанта компании «Магазин магазинов» Ольги Свиридовой, к концу июня у многих потенциальных арендаторов помещений стрит-ритейла уже закончился период простоя. «Сейчас мы наблюдаем волну спроса на помещения, появились новые форматы и концепции»,— говорит она. Основную часть запросов, по словам госпожи Свиридовой, формируют операторы общепита и продуктовые магазины. Новым трендом на рынке коммерческий директор R4S Group Ирина Буренко называет сокращение арендуемой площади: если годом ранее средний размер подбираемых помещений составлял 60 кв. м, сейчас — 40 кв. м. Это может быть связано со спецификой спроса. По словам эксперта, на рынке продолжают активно развиваться небольшие форматы: стрит-фуд, табачные магазины, кофе с собой, минимаркеты. Арендные ставки остаются стабильными, добавляет госпожа Буренко.
На рынке офисной недвижимости объем новых сделок в первом полугодии текущего года был сопоставим с аналогичным периодом 2021 года. По данным руководителя департамента офисной недвижимости и направления интегрированных решений для клиентов CORE.XP Ирины Хорошиловой, арендовано и куплено для собственного использования примерно по 600 тыс. кв. м офисов. Но если годом ранее спрос на рынке рос и в первом и во втором квартале, то в апреле—июне этого года произошло сокращение, указывает она. Руководитель отдела офисной недвижимости Knight Frank St Petersburg Регина Волошенко говорит, что основная часть запросов по аренде офисов приходит от малого и среднего бизнеса, а цель компаний — сокращение издержек и оптимизация площадей.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ