Производство лифтов в РФ в январе--июне 2022 года сократилось на 41% год к году, до 9 тыс. штук, подсчитал на основе данных Росстата. До этого ситуация была обратной: в первой половине 2019–2020 годов наблюдался рост на 16% и 18% соответственно. Эксперт «НЭО Центра» Алексей Ли объясняет изменение тенденции уходом с российского рынка или приостановкой деятельности западных производителей лифтового оборудования в РФ.
В марте американская Otis заявила об остановке приема заказов на новые лифты и эскалаторы в РФ и прекращении инвестиций из-за военной операции на Украине и перебоев в цепочках поставок, а в июле продала свои заводы в Петербурге и Щербинке инвесткомпании S8 Capital Армена Саркисяна. Теперь лифты на этих заводах будут производиться под новым брендом, уточняли в компании. В июне финская Kone передала российское подразделение местному топ-менеджменту, но там заявляли, что поставок лифтов и эскалаторов в Россию не планируется, при этом пообещали выполнять техническое обслуживание уже эксплуатируемого в РФ оборудования и завершить все текущие проекты. Ранее Forbes оценивал, что в 2021 году на долю зарубежных игроков Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann пришлось 21% российского рынка производства лифтов.
Но уход или заморозка новых проектов со стороны зарубежных производителей — лишь одна из причин снижения объемов производства лифтов. Другая — сокращение в первой половине этого года объемов строительства в целом по стране, отмечают в «Дом.РФ». Весной застройщики отложили старт ряда проектов, что вынудило их перенести и закупку лифтов, подтверждает руководитель отдела мониторинга цен ГК «Гранель» Елена Миронова. Кроме того, продолжают в «Дом.РФ», на 30% снизились объемы финансирования региональных программ капитального ремонта.
Скорее всего, власти откажутся от замены лифтов, которые эксплуатировались менее 25 лет, а ресурсы будут направлены на замену аварийного оборудования, полагает Алексей Ли. Он приводит в пример закупки в Подмосковье: в регионе плановой замене в 2022 году подлежат 800 лифтов, что на 30% меньше год к году. Ранее эксперты оценивали, что до 2025 года в целом в РФ необходимо будет заменить до 140 тыс. лифтов.
Падение производства также обусловлено резким увеличением стоимости кредитов, полагает исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский. Еще одна причина — нарушение существующих цепочек снабжения у российских игроков, добавляет руководитель группы инвестиционного анализа Accent Capital Игорь Талалов. При производстве лифтов на локальных предприятиях используется около 30% импортных комплектующих, особенно это касается микроэлектроники и чипов для них, отмечает гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов. Господин Талалов считает, что локализовать это производство в одночасье не получится.
Дарья Андрианова
Источник: КОММЕРСАНТЪ