Напряженный новостной фон и осложнившаяся геополитическая конъюнктура могут привести к снижению посещаемости торгцентров Москвы и Санкт-Петербурга. Такой прогноз формулирует руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев. Периоды общей неопределенности, по его словам, в последнее время стимулируют российских потребителей сокращать расходы, многие оказываются не готовы к покупкам. Негативный тренд видит и руководитель Российского аукционного дома Наталья Круглова: «Ждем провала по всем сегментам, кроме занятого дискаунтерами». У потребителей сейчас нет эмоционального настроя на праздник, всегда сопровождающего экстратраты на товары не первой необходимости, говорит она.
Ожидаемое угнетение потребительской активности и снижение трафика в торгцентрах придет на смену достаточно успешной первой половине сентября. Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м) в торгцентрах Москвы на неделе 12–18 сентября отставал от показателя за аналогичный период 2021 года и составил 14%, в Санкт-Петербурге — 13%. Летом тот же разрыв оценивался в 20–25%.
Сейчас общая неопределенность, по прогнозам господина Васильева, будет угнетать и активность потенциальных арендаторов: многие сети пересмотрят или приостановят планы открытия новых магазинов. Хотя на данный момент, по наблюдениям директора по развитию Key Capital Эвелины Ишметовой, вакантность в торгцентрах стабилизировалась: «Все те, кто хотел объявить об уходе, уже объявили». Новости о частичной мобилизации, по ее словам, действительно поставили на паузу часть текущих переговоров, но не привели к потрясению. Управляющий партнер RRG Денис Колокольников считает, что активную позицию по поиску новых площадей и развитию форматов сейчас занимают российские fashion-ритейлеры.
В сегменте стрит-ритейла наиболее активными арендаторами в третьем квартале, по словам коммерческого директора R4S Group Ирины Буренко, стали табачные лавки. «Это косвенный признак высокого уровня стресса в обществе: во втором квартале табачные магазины не входили в тройку лидеров»,— считает она. Второе и третье места среди активных на торговых улицах категорий арендаторов занимают кофейни и продуктовые магазины.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ