Законопроект о кредитных каникулах для участников СВО, попавших под мобилизацию и служащих по контракту принят Госдумой 27 сентября в первом чтении. По нему, этим категориям граждан, если у них есть кредит, предоставляется право на время службы остановить выплаты или уменьшить их.
По словам одного из авторов законопроекта, главы финансового комитета Госдумы Анатолия Аксакова, документ предполагалось принять как можно быстрее, возможно даже сразу в трех чтениях. Однако во время слушаний одно из положений закона вызвало живое обсуждение — документ предполагает списание кредита заемщику в случае его гибели.
«Ко второму чтению мы четко пропишем, что если человек погиб или стал инвалидом первой группы, то, соответственно, он не платит и ни на кого эти долги не перекладываются»,— пояснил Анатолий Аксаков.
Замминистра финансов Алексей Моисеев добавил, что это списание будет происходить за счет банков, а не бюджета. «Что касается бюджетной строчки, не предполагается списание (за счет бюджета), предполагается, что это будет делаться за счет банков,— цитируют чиновника информагентства.— Как сказал министр обороны, у нас 25 млн человек попадают в этот пул (мобилизационный ресурс), но если банки хотят прекратить работать с 25 млн работающих, молодых, здоровых граждан, то я не знаю, с кем они тогда будут работать».
В результате законопроект во вторник так и не был рассмотрен даже во втором чтении, а рабочая группа активно готовила поправки. Как сообщил Анатолий Аксаков, депутаты постараются принять закон во втором и третьем чтениях 28 сентября.
Между тем вопрос, за чей счет будут списываться кредиты, остается острым, поскольку закон имеет обратное действие и распространяется на всех участников СВО. Как пояснил источник на банковском рынке, дело даже не в самом списании кредитов погибшим, которых, как он надеется, будет немного, а в повышенном риске кредитов всем, кого потенциально могут призвать по мобилизации. «В любой момент кредит, который выглядит абсолютно надежным, может стать рискованным в случае призыва заемщика»,— говорит он.
Максим Буйлов
Источник: КОММЕРСАНТЪ