Показатель Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в Москве во второй половине ноября — декабре может отставать от аналогичного периода прошлого года на 12–14%, прогнозирует руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев. «Ограничивающим фактором выступает снижение доходов россиян и сокращающееся количество ритейлеров»,— поясняет он. Некоторым торгцентрам, не исключает эксперт, за счет активности ритейлеров и операторов торгцентров этот спад удастся нивелировать до 8–10%. Президент Magic Group (развивает универмаги Slava) Александр Перемятов предполагает, что трафик в предпраздничный период будет отставать от прошлогоднего на 15–20%. Исполнительный директор Glincom Иван Татаринов оценивает снижение в 10–15%, добавляя, что разрыв с уровнем 2019 году уже достиг 35–40%. Такие же прогнозы и у владельца сети «Леонардо» Бориса Каца.
Конец ноября и декабрь — традиционно высокий сезон для торгцентров и ритейлеров. 24 ноября проходят акции в рамках «черной пятницы», а после начинается предновогоднее оживление. Этот год в целом стал для торгцентров непростым: в среднем Mall Index в Москве с января и к началу ноября снизился на 6–10%. «Спад мог быть сильнее, но негативный тренд частично компенсирует хорошее начало этого года»,— говорит господин Васильев.
Александр Перемятов не исключает, что ограничение предновогодних уличных мероприятий в городах из-за военной операции РФ на Украине, о чем уже заявили власти ряда регионов, может стимулировать поток покупателей в торгцентры. У объектов есть шанс привлечь за счет локальных мероприятий больше посетителей, соглашается глава ритейл-департамента CORE.XP Марина Малахатько. Но на выручку ритейлеров это вряд ли серьезно повлияет, сомневается она.
Александра Мерцалова, Алина Савицкая
Источник: КОММЕРСАНТЪ