Спрос пекарен-кондитерских на свободные помещения в стрит-ритейле в этом году существенно сократился, а объем сделок вернулся на уровень двухлетней давности, отметили в департаменте исследований рынка Maris. Аналитики связывают это с «небывалыми темпами» развития сегмента в 2021 году и уже высокой конкуренцией. Так, по данным 2ГИС, в Москве и Санкт-Петербурге на сегодня работает более чем 2 тыс. пекарен, включая продающие свежие хлебобулочные изделия кафе и торговые сети. Глава ритейл-департамента CORE.XP Марина Малахатько говорит, что с октября этого года экспансию приостановили все сегменты общепита, включая пекарни.
Эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская подтверждает снижение спроса на франшизы сетей пекарен, что может быть связано с насыщением этого сегмента и перераспределением части спроса на схожие форматы — например, заведения с шаурмой. Кроме того, добавляет эксперт, на фоне общего тренда на сокращение расходов потребители могут начать экономить и на хлебобулочных изделиях, выбирая более дешевые варианты в сетевых магазинах.
Исполнительный директор Национального союза хлебопечения Рустам Айдиев отмечает, что пока основные конкуренты пекарен — торговые сети, которые, как и большая часть пекарен, выпускают хлебобулочные изделия из замороженных полуфабрикатов. Так, только у входящей в X5 Group сети «Пятерочка» на начало 2022 года работало более 5 тыс. мини-пекарен.
В то же время резко вырос интерес к открытиям в стрит-ритейле у алкогольных магазинов. По данным Maris, спрос со стороны таких арендаторов растет на 40% год к году. Марина Малахатько уточняет, что алкогольные магазины входят в тройку наиболее активных по спросу в стрит-ритейле. По ее словам, это может быть связано со стремлением занять привлекательные объекты быстрее конкурентов. Ставки аренды помещений 20–60 кв. м также снижаются на 5–10%, отмечает госпожа Малахатько.
Анатолий Костырев, Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ