В распоряжении оказались результаты опроса Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) и Sherpa Group среди представителей крупнейших дорожно-строительных компаний РФ. Самой острой проблемой для отрасли является нехватка квалифицированных специалистов и рабочей силы: 90% респондентов ожидают в ближайшие полгода только ухудшения ситуации.
В этом году дефицит кадров в отрасли обострился из-за геополитического фактора и частичной мобилизации, поясняет гендиректор Sherpa Group Александра Галактионова. Эксперт практики «Строительство и девелопмент» кадрового агентства «Визави Консалт» Наталия Трубчанинова говорит, что доля мобилизованных в строительных компаниях доходит до 7–8% от общей численности сотрудников, еще 2–3% работников либо уехали из страны, либо вернулись в свои регионы.
Впервые стройиндустрия столкнулась с серьезной нехваткой рабочей силы в разгар пандемии, когда трудовые мигранты стали массово уезжать на родину. После упрощения въезда в РФ для граждан из СНГ проблема, казалось, была решена. Летом 2022 года замглавы Минстроя Никита Стасишин сообщил, что компании отрасли больше не фиксируют дефицита кадров. По его словам, только с января по май 2022 года в РФ из Узбекистана въехало более 500 тыс. трудовых мигрантов.
Однако сейчас спрос на рабочую силу высок и в странах, традиционно поставляющих трудовых мигрантов в РФ. Перенос рядом российских компаний своих инвестпроектов в страны СНГ привел к росту спроса в этих республиках на инженерные и рабочие кадры, говорит гендиректор «Смарт Инжинирс» Хусейн Плиев.
По данным Наталии Трубчаниновой, сейчас нехватка персонала в стройиндустрии составляет как минимум 12–15%, чего не было последние пять лет. Александра Галактионова говорит о дефиците в 20–25%. Особенно не хватает квалифицированных инженеров, поясняет Хусейн Плиев.
Дарья Андрианова
Источник: КОММЕРСАНТЪ