28 февраля прошло совещание с участием представителей Банка России, Росреестра, АО «Дом.РФ» и крупнейших банков (Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, ПСБ и др.), посвященное использованию электронных закладных по ипотеке. По данным «Дом.РФ», выдачи электронных закладных в 2022 году увеличились на 80% по сравнению с 2021 годом — выдано 212 тыс. закладных на 672,5 млрд руб.
Тем не менее доля выдачи электронных закладных остается низкой — около 14% от общей выдачи кредитов, а портфель электронных закладных не превышает 5% ипотечного.
Проблема в том, что электронные закладные почти не оформляются по кредитам на покупку жилья в новостройках на стадии строительства, а также на покупку или строительство индивидуальных домов. «Эти сегменты в 2022 году составили 43% от общей выдачи ипотеки (31% — квартиры в новостройках, 10% — покупка индивидуальных домов, 2% — ИЖС)»,— уточнили в «Дом.РФ».
По словам управляющего директора «Дом.РФ» Светланы Некрасовой, банки неохотно оформляли закладные в период строительства предмета залога из-за необходимости совместно с заемщиком вносить изменения в закладную и заказывать новый отчет об оценке после завершения строительства предмета ипотеки. «После изменения законодательства в октябре 2022 года стало возможным изменять в закладной предмет залога со строящегося на построенный объект недвижимости без участия заемщика и повторного определения стоимости построенного объекта независимым оценщиком»,— говорит она.
Как отметили в ВТБ, бизнес-процессы застройщиков до настоящего времени не предусматривали выпуск электронных закладных.
Новый порядок вступил в силу относительно недавно, и участникам рынка еще требуется время на адаптацию. В Сбербанке отметили, что приступили к оформлению электронных закладных на первичном рынке в рамках пилотного проекта.
По мнению экспертов «Дом.рф», использование электронных закладных создает условия для снижения затрат на работу с ипотечными активами, что «позволяет банкам снижать для клиентов ставку». Банки не так оптимистичны.
По словам управляющего директора Совкомбанка Артема Языкова, ипотека — низкомаржинальный продукт, переход на электронные закладные не даст какого-то ощутимого эффекта на ставку для клиента.
Максим Буйлов, Ольга Шерункова
Источник: КОММЕРСАНТЪ