По итогам первого квартала объем торговых площадей по всей России в целом у десяти крупных федеральных FMCG-ритейлеров составил 20,6 млн кв. м, следует из исследования Infoline. Таким образом, сейчас на долю таких сетей приходится 61% в общем объеме площадей, сократившись на 18,9 процентного пункта год к году. При этом в январе—марте этого года совокупный прирост торговой недвижимости всех сетей, включая региональные, по сравнению с тем же периодом 2022 года увеличился на 1,36%, или на 460 тыс. кв. м, до 33,8 млн кв. м.
Так, снижение темпов прироста показал «Магнит»: без учета «Магнит Косметик» за январь—март этого года сеть увеличила торговые площади на 122 тыс. кв. м, что в 1,6 раза меньше, чем годом ранее. У X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») этот показатель сократился в 1,2 раза, до 93,66 тыс. кв. м.
Mercury Retail Group («Красное & Белое», «Бристоль») снизила темп прироста площадей новых магазинов в 1,3 раза, до 49,6 тыс. кв. м.
Сейчас активность по наращиванию торговой недвижимости больше проявляют региональные ритейлеры, говорит независимый консультант Ирина Болотова. Это подтверждается данными Infoline, согласно которым заметный прирост площадей новых магазинов показали две дальневосточные группы. В условиях ужесточения конкуренции с федеральными ритейлерами и продолжающейся экономии потребителей региональные сети также делают ставку на дискаунтеры, поясняет госпожа Болотова.
По оценке Infoline, торговые площади в целом всех ритейлеров по итогам 2023 года увеличатся еще на 2,3 млн кв. м, что сопоставимо с показателем 2022 года. По мнению Михаила Бурмистрова, в этом году крупные ритейлеры для увеличения числа магазинов активно будут проводить сделки по поглощению региональных игроков и выкупать обратно бизнес своих франчайзи.
Алина Савицкая
Источник: КОММЕРСАНТЪ