Суммарная экспозиция квартир и апартаментов на массовом рынке старой Москвы за первое полугодие сократилась на 14%, до 22,5 тыс. лотов, подсчитали в компании «Метриум». В первой и во второй половинах 2022 года число лотов в массовом сегменте, напротив, увеличивалось на 26%. Текущий объем предложения превышает прошлогодний уровень на 9%, но в декабре 2022 года разница с декабрем 2021 года была больше — 60%, следует из данных «Метриум». Исполнительный директор «НДВ супермаркет недвижимости» Татьяна Подкидышева оценивает объем предложения массового сегмента в старой Москве в 1,1 млн кв. м, или 24,7 тыс. лотов, с начала года значения сократились на 8,3% и 6,4% соответственно.
Квартиры и апартаменты массового сегмента формируют 43,5% общего предложения на первичном рынке старой Москвы, по данным «Метриум». Суммарно на рынке 51,7 тыс. квартир и апартаментов. За полгода показатель сократился на 2,6%, а год к году вырос на 18%. Управляющий партнер «Метриум» Руслан Сырцов говорит, что девелоперы начали реагировать на затоваривание рынка. Доля нераспроданного предложения в реализуемых проектах сейчас достигает 44% против 22% годом ранее, напоминает он.
Застройщики, действительно, менее активно выводят на рынок новое предложение. Руководитель «Циан.Аналитики» Алексей Попов указывает, что в первом полугодии в Москве и области начались продажи в 247 корпусах площадью 3,7 млн кв. м. Это на 24% меньше показателя второй половины прошлого года и на 15% меньше, чем в первые шесть месяцев 2022 года. «Хотя активность в части покупки земельных участков, получения документации и так далее остается сравнительно высокой»,— замечает господин Попов. Руслан Сырцов считает, что сказывается отсрочка разработки новых проектов в 2022 году и более умеренная политика пополнения предложения в реализуемых проектах.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ