По всей России доля номерного фонда в гостиницах, управляемого международными операторами, в июне 2023 года составила 60% против 86% до начала военной спецоперации РФ на Украине, говорится в исследовании IBC Real Estate. С весны прошлого года российский рынок покинули Hyatt, InterContinental, Marriott, CPI Hotels, Belmond, Sokos, Four Seasons, BWH и Wyndham. Сейчас, по данным CMWP, 28,7 тыс. номеров в РФ управляются зарубежными сетями, 27,2 тыс.— российскими операторами, еще 19,2 тыс. перешли от международных компаний в управление локальному менеджменту.
Многие гостиницы, откуда ушли международные операторы, сейчас управляются самими собственниками, отмечает директор департамента стратегического консалтинга Nikoliers Владислав Николаев, приводя пример с Ararat Park Hotel у Большого театра и бывшим Courtyard by Marriott Moscow на Арбате в центре Москвы. Но у них больше нет доступа к общей системе бронирования и стандартам, поясняет собеседник “Ъ” из числа операторов. Владельцам отелей сложно без участия оператора не потерять эталоны качества, предупреждает президент Cosmos Hotel Group Александр Биба.
Сейчас весь спрос сосредоточен на внутреннем туризме, поток интуристов пока мизерный, поэтому собственникам не мешает отсутствие бренда, считает партнер CMWP Марина Усенко. Кроме того, отмечает она, им удалось сэкономить на комиссии оператора.
Еще около 1 тыс. номеров в шести гостиницах, которыми ранее управляли зарубежные игроки, перешли в портфель местных сетей, уточняет руководитель департамента рынков капитала и инвестиций IBC Real Estate Микаэл Казарян.
В то же время некоторые западные игроки, несмотря на санкционные риски, продолжают работать в России. По данным IBC Real Estate, в стране остались 11 таких операторов, включая Accor, Hilton, Lotte, Soluxe, Corinthia, Domina, Kempinski, Rosewood и Rocco Forte.
Дарья Андрианова
Источник: КОММЕРСАНТЪ