Приближение делового сезона способствовало сезонному увеличению посещаемости торгцентров. В Москве 21–27 августа показатель Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м площадей) вырос на 5% к предшествующей неделе и на 4% — к аналогичному периоду прошлого года. В Санкт-Петербурге плотность потока оказалась сопоставима с прошлогодней, а рост неделя к неделе — 4%. Такие данные приводит Focus Technologies. Хотя разрыв с уровнем посещаемости докризисного 2019 года сохраняется на уровне 20–21%, руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев обращает внимание на достаточно выраженную позитивную динамику. Скачки траффика в преддверии знаковых дат, по мнению эксперта, одна из характерных особенностей поведения потребителей при «сберегательной модели».
Согласно подсчетам руководителя департамента исследований и аналитики CMWP Татьяны Дивиной, в торгцентрах Москвы сейчас пустуют 12% площадей, еще 1% — «потенциальная вакансия», площади ритейлеров, приостановивших работу в России, формально находящиеся в договорах. В аналогичный период прошлого года уровень классической вакантности составлял 11%, потенциальной — еще 11%. Последняя практически полностью была замещена локальными брендами и компаниями, вновь вышедшими на рынок, говорит госпожа Дивина. Значительного изменения доли пустующих площадей до конца года эксперт не ждет, поясняя, что спрос российских операторов на торговые помещения пока остается стабильным.
Вакантность в торгцентрах Санкт-Петербурга, по оценкам регионального директора департамента торговой недвижимости NF Group Евгении Хакбердиевой, сократилась с 10,6% в начале года до 9,1% сейчас.
Арендные ставки, по словам госпожи Хакбердиевой, остаются стабильными.
Активное развитие ритейлеров чувствуется и в сегменте стрит-ритейла.
На офисном рынке Москвы чувствуется оживление. За июль—август, по оценкам руководителя департамента офисной недвижимости СORE.XP Ирины Хорошиловой, из экспозиции выбыли 480 тыс. кв. м — это в два раза выше значения за аналогичный период прошлого года.
Помещениями в первую очередь интересуются представители финансового и IT-секторов, госструктуры, добавляет региональный директор департамента исследований Nikoliers Вероника Лежнева.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ