Минстрой предлагает ужесточить подход к проведению строительного контроля — как следует из подготовленного ведомством проекта изменений в Градостроительный кодекс (ГрК), планируется запретить осуществляющим его организациям передавать свои права и обязанности по контракту иным лицам.
Поясним, речь идет о проведении обязательной оценки соответствия строительных работ техническим регламентам, влияющим на безопасность, а также об оценке проектной документации. Такой контроль проводится застройщиком или заказчиком с привлечением по договору специализированных организаций.
Необходимость запрета Минстрой объясняет тем, что соисполнитель, обладая, как правило, низкой квалификацией, не несет перед заказчиком прямой ответственности, что «приводит к снижению его заинтересованности в качестве выполненных работ». При этом, добавляют в ведомстве, отсутствие запрета на такой субподряд сейчас приводит к тому, что «все мероприятия по усилению качества строительного контроля, квалификационные требования и экспертные компетенции полностью теряют какой-либо практический смысл при наличии возможности бесконтрольного заключения субконтрактов».
Одновременно планируется дополнить ГрК положениями о полномочиях высших должностных лиц субъектов РФ принимать решения о проведении стройконтроля региональными органами власти или подведомственными им учреждениями в отношении объектов с участием регионального бюджета — по аналогии с полномочиями правительства. Сейчас из-за отсутствия такой нормы стройконтроль на региональных объектах осуществляется коммерческими компаниями на основании госконтрактов. Это Минстрой не устраивает — ведомство отмечает, что «коммерческий стройконтроль стремительно деградирует, а коррупциогенный фактор является решающим при проведении торгов и определении поставщика». Так, в закупках часто участвуют аффилированные с заказчиком юрлица, не заинтересованные в получении законной прибыли — это, пишет Минстрой, приводит к тому, что такие компании демпингуют, отсекая конкурентов на торгах, а также к «последующему шантажу заказчика со стороны подобных лиц».
По мнению резидента экспертного клуба ЦСР, основателя проекта «КачествоРешений.рф» Михаила Федорова, изменения могут усложнить работу подрядчиков. Проблему независимости контролера, нехватки компетенций и низкого качества они вряд ли решат, скорее — увеличат нагрузку на госструктуры, в которых «ровно те же проблемы». Как полагает доцент кафедры правового обеспечения госслужбы ИГСУ РАНХиГС Олег Корчагин, в первую очередь стоит рассмотреть возможность дополнительного регулирования коммерческого стройконтроля — «подход на уровне региона должен быть дифференцированным в зависимости от стоимости проводимых работ и иных обстоятельств».
Евгения Крючкова
Источник: КОММЕРСАНТЪ