На долю кинозалов в проектируемых в России с начала 2023 года торгцентрах приходится всего 0,5% площадей, говорится в отчете Commonwealth Partnership (CMWP). Такая ситуация складывается с 2020 года, отмечают консультанты, подчеркивая, что это заметно контрастирует с тем, что было в 2015–2019 годах. Тогда кинозалы проектировались в 20% новых объектов. Пик популярности этого формата пришелся на 2010–2014 годы, когда кинопоказ был предусмотрен в 60% торговых комплексов.
Последние три года киноиндустрии не везет. В 2020–2021 годах из-за пандемии прокат серьезно пострадал из-за ограничений работы залов и переноса премьер, а в прошлом году на фоне геополитического кризиса из России ушли зарубежные мейджоры, констатирует директор по управлению объектами и коммерциализации Nikoliers Ольга Лесина. Многие из киносетей сокращают число используемых залов из-за снижения трафика, а девелоперы рассматривают альтернативные варианты досуга на месте кинозалов, подтверждает директор проектов ADG Group Ольга Паршикова. Из-за отсутствия иностранных премьер количество работающих в стране кинозалов в 2022 году сократилось более чем на треть.
Руководитель департамента исследований и аналитики CMWP Татьяна Дивина считает, что еще одна причина — в изменении концепций строительства торгцентров. Сейчас, по ее словам, меньше строится крупных моллов, а больше — небольших торгцентров районного формата на транспортных узлах и даже стилобатной части крупных жилых комплексов. В таких малоформатных объектах физически не может быть кинотеатра, подтверждает директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.
Дарья Андрианова, Юлия Юрасова
Источник: КОММЕРСАНТЪ