Обеспеченность площадями в торгцентрах в российских городах-миллионниках по итогам 2023 года составила 500 кв. м на 1 тыс. человек, сократившись на 1,5% год к году, посчитали в NF Group. Ранее показатель демонстрировал преимущественно положительную динамику. По оценкам аналитиков, сейчас снижение наблюдается в 10 из 15 рассматриваемых городов. В CORE.XP обеспеченность торгцентрами в крупных городах страны оценивают в среднем в 468 кв. м на 1 тыс. человек.
Директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева связывает общее снижение показателя с отсутствием во многих крупных городах в 2023 году открытий торгцентров при сохраняющемся росте населения. В качестве примера руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов» Андрей Сурков приводит Краснодар, где обеспеченность торговой недвижимостью на фоне резкого прироста населения в 2019–2023 годах сократилась на 10%, до 648 кв. м на 1 тыс. человек, в Уфе снижение составило 13,4%, до 331 кв. м.
За последний год самое выраженное снижение аналитики NF Group отметили в Красноярске — на 8% год к году, до 345 кв. м на 1 тыс. человек, и Казани — на 7,5%, до 363 кв. м. В Екатеринбурге показатель за год сократился на 5,7%, до 640 кв. м, в Санкт-Петербурге — на 3,5%, до 387 кв. м, в Москве — на 1%, до 574 кв. м.
Российский рынок торговой недвижимости находится под давлением внешних факторов с начала пандемии, к которым впоследствии добавились массовый уход зарубежных брендов и последовавший рост вакантности. Это привело к заметному снижению девелоперской активности в сегменте. Согласно Nikoliers, в общей сложности в России в 2021 году было введено 837,9 тыс. кв. м, в 2022 году — уже 250 тыс. кв. м, в 2023 году — 246 тыс. кв. м.
Директор отдела исследований рынка CORE.XP Василий Григорьев называет фактором снижения девелоперской активности развитие сегмента e-commerce.
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев
Источник: КОММЕРСАНТЪ