В распоряжении оказалось письмо исполнительного директора Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК; объединяет ГК «Нацпроектстрой», ДСК «Автобан», госкомпанию «Автодор», «Сбер», ВТБ, Газпромбанк) Вадима Калинина от 8 февраля 2024 года первому замглавы Минэкономики Илье Торосову с просьбой выделять на строительство дорожно-транспортной инфраструктуры кредиты с субсидируемой государством ставкой в 5,5% годовых.
Для этого, отмечается в письме, бюджет мог бы возмещать банкам-кредиторам недополученную прибыль в виде разницы между ключевой ставкой ЦБ, увеличенной на 3 процентных пункта, и льготной.
Предлагаемый механизм был бы интересен банкам, говорит старший вице-президент Промсвязьбанка Кирилл Болтромюк. При текущей стоимости кредитов инфраструктурные проекты, по словам господина Калинина, «не предлагают инвесторам и подрядчикам доходность, соответствующую риску».
В 2014 году, когда ключевая ставка ЦБ достигала 18%, власти субсидировали ставку кредитования для инфраструктурного строительства, что поддержало отрасль в кризис, напоминает гендиректор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний Мария Ярмальчук.
В 2018–2023 годах в РФ построено 1,2 тыс. км федеральных скоростных автодорог суммарной стоимостью 1,66 трлн руб., подсчитали в АИИК. В ближайшие пять лет в строительство автодорог, аэропортов, морских портов и другой транспортной инфраструктуры планируется вложить около 13,6 трлн руб.
Сейчас стоимость кредитов на инфраструктурные проекты достигает 18,5–20%, поясняют в АО «Стройтрансгаз». При этом небольшое количество проектов рентабельно при ставке кредитования выше 12–14%, добавляет гендиректор Sherpa Group Александра Галактионова. По ее словам, высокая стоимость финансирования — один из основных факторов, сдерживающих активность инвесторов в отрасли.
Дарья Андрианова
Источник: КОММЕРСАНТЪ