По итогам первого квартала 2009 года (к аналогичному периоду предыдущего года) Россия показала одно из самых существенных снижений объемов потребления цемента (минус 44%) в мире, следует из отчетов международных компаний-производителей. По итогам текущего года российскому рынку потребуется менее 36 млн т (минус 40%), предупреждает Lafarge. В Европе из-за госпрограмм по строительству инфраструктуры потребление в среднем снизится всего на 15%.
По данным Holcim за первый квартал 2009 года, цемент в России подешевел на 44,6% (по данным INFOLine, в долларах — более чем на 60%). По итогам апреля индекс стоимости цемента на МФБ составил 2,2 тыс. руб. за тонну. Также, согласно отчету Holcim, коррекция цен вниз произошла в Испании (минус 14,9%) и Италии (минус 5,3%), тогда как рынки других стран Европы показали положительную динамику.
Падение объемов потребления цемента ощутили на себе практически все европейские страны. Наиболее сильно просел рынок Украины: по данным "Евроцемент груп" (ЕЦГ), объемы потребления в первом квартале сократились на 60% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. В России этот показатель достиг минус 44%, в Испании — минус 45%, в Чехии — минус 46%, в Словакии — минус 57,6%,следует из отчета Holcim. По данным ЕЦГ, в России за первый квартал потребление сократилось с 12 млн до 6,8 млн т.
Мировой рынок цемента в 2008 году составил 2,86 млрд т (плюс 3,4% по сравнению с 2007 годом за счет роста производства в Китае, который произвел 1,38 млрд т, а также стран Азии, Африки и Ближнего Востока). В США потребление снизилось на 15% (до 95,5 млн т), в Японии — на 10% (до 59 млн т). В России же потребление составило 60,1 млн т (на уровне 2007 года): произведено около 54 млн т (на 10% меньше, чем в 2007 году), остальное — импорт.
Только в России наблюдалось столь сильное падение цен и объемов одновременно, сходятся во мнении игроки рынка. При падении объемов в Великобритании почти на 40% цены за последние пять месяцев выросли с £64 за тонну до £76, приводит данные Lafarge. Это объясняется политикой компаний, которые так компенсируют потери на объемах продаж.
Ольга Ъ-Сичкарь
Источник: КОММЕРСАНТЪ