На текущий момент на первичном рынке Москвы продается 25,66 тыс. квартир и апартаментов с чистовой отделкой (35,6% от общего объема предложения) и 12,51 тыс. лотов с white box (17,3%), подсчитали в «Метриуме». По данным компании, за прошедшие два года доля предложения с различными видами ремонта от застройщика сократилась на 15%.
В целом степень популярности отделки среди покупателей зависит от класса объекта. Так, в массовом сегменте доля новостроек с отделкой составляет 61%, уточняет директор по продукту MR Group Жанна Махова. Она подтверждает, что в последние два года растет предложение жилья без отделки.
«Отделка становится зоной риска для девелоперов, как по цене, так и по логистике, поэтому достаточно часто застройщики стали от нее отказываться», — объясняет CEO и управляющий партнер «Intermark Городская Недвижимость» Дмитрий Халин. Но по его прогнозу, ситуация стабилизируется, и тренд на увеличение доли предложения с отделкой вернется. «Полагаю, через два-три года эта доля может превысить половину всего предложения в премиальном и элитном сегменте новостроек», — не исключает господин Халин. В комфорт-классе в перспективе нескольких лет практически все жилье будет продаваться с чистовой отделкой, уверен руководитель направления разработки продукта ГК «А101» Павел Брызгалов.
Но и сейчас на рынке остаются девелоперы, которые традиционно предлагали свои проекты с отделкой, и даже в текущей ситуации не видят возможности от нее отказываться, добавляет Дмитрий Халин.
В проектах бизнес-класса и выше доля квартир с отделкой, по ее словам, уже меньше – около 25–30%.
Со стороны покупателей рост спроса на жилье с отделкой в массовых сегментах в последние годы был связан со сниженными ставками ипотеки: покупателю было выгоднее перенести затраты на отделку в общий «чек» ипотечной сделки, чем брать потребкредит отдельно. По словам эксперта «Миэль «Строгинская пойма» Евгения Бражина, в классе комфорт и ниже большинство покупателей выбирают квартиры с отделкой еще и потому, что они также одновременно платят за съемную квартиру – а отделка помогает быстрее въехать в готовое жилье.
Если говорить о более дорогих новостройках, то здесь застройщики все чаще привлекают проверенных дизайнеров для разработки интерьеров, предлагают на выбор несколько стилистических и цветовых решений, а также дополнительные опции, например, оснащение мебелью и техникой, декорирование. Поэтому «в классах премиум и выше спрос на отделку постепенно растет: у покупателей все больше доверия к готовым решениям от застройщиков. Девелоперы, увидев это, тоже иначе стали воспринимать отделку, превратив ее в одно из конкурентных преимуществ проекта», — говорит госпожа Махова.
Екатерина Геращенко
Источник: КОММЕРСАНТЪ