Объем инвестиций в помещения стрит-ритейла в Москве в первом полугодии составил 506 млрд руб., сократившись на 34% год к году и вернувшись к уровню 2022 года (504 млрд руб.), посчитали в компании «Магазин магазинов». Гендиректор Simple Estate Никита Корниенко говорит о сокращении интереса покупателей на 20–30% за год. Хотя оценить объем сделок, по его мнению, сложно: большинство из них заключаются с заниженной стоимостью в договоре. Снижение спроса подтверждает и консультант ритейл-департамента CORE.XP Яна Дворецкая.
Покупатели помещений стрит-ритейла — инвесторы со сравнительно небольшими бюджетами: медианная стоимость сделки, по данным Simple Estate, здесь составляет 35 млн руб., оставаясь стабильной. Директор по продажам Point Estate Роман Амелин говорит о среднем значении в 60 млн руб., отмечая рост на 15% год к году. Стоимость реализации объектов, по его словам, увеличилась на 12% год к году, до 700 тыс. руб. за 1 кв. м. Рост цен приводит к снижению доходности. Год назад на помещении под супермаркет можно было зарабатывать 8,7% от вложенных средств в год, сейчас — 8,2%, отмечает господин Корниенко. Яна Дворецкая называет средней доходность в размере 8–10%, за год она сократилась на 1–2 процентных пункта.
Банковские депозиты и облигации могут приносить 15–20% в год, говорит Никита Корниенко. Именно с переориентацией на вклады как инструмент со стабильной доходностью и низкими рисками аналитики «Магазина магазинов» связывают снижение инвестиций в стрит-ритейл. Сделки с привлечением кредитов, в свою очередь, стали менее выгодными, добавляет заместитель гендиректора УК «Аструм Недвижимость» Татьяна Козлова.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ