Как следует из совместного исследования консалтинговой компании IBC Real Estate и инвестиционной компании Parus Asset Management, по итогам 2024 года в России будет введено 501 тыс. кв. м торговых площадей, что больше на 75% год к году. Однако уже в 2025 году этот сегмент покажет серьезное снижение, ожидают аналитики, прогнозирующие снижение ввода новых площадей на 30% год к году, до 350 тыс. кв. м. Такая тенденция сохранится на горизонте ближайших трех лет, уточняется в исследовании.
Рост объема ввода торгцентров по итогам 2024 года — это результат завершения реализации объектов, строительство которых начиналось в 2018–2019 годах, отмечает директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании NF Group Евгения Хакбердиева. Во время пандемии многие девелоперы замедлили строительство торгцентров, но сейчас сроки действующих разрешительных документов истекают — это вынуждает собственников участков под такими объектами ввести их в эксплуатацию в текущем году, поясняет руководитель департамента коммерческой недвижимости Whitewill Александр Борисенко.
Из-за подорожания заемного финансирования по причине роста ключевой ставки ЦБ, которая 25 октября 2024 года была повышена до 21%, потенциальные инвесторы на рынке коммерческой недвижимости теперь меняют планы по работе с торговой недвижимостью, переориентируясь на складской сегмент, где, по данным NF Group, с января по середину октября 2024 года объем сделок достиг 4 млн кв. м. Сейчас на логопарки устойчивый спрос со стороны арендаторов или конечных покупателей, констатирует Евгения Хакбердиева.
Снижение интереса инвесторов к торговой недвижимости также связано с эволюцией потребительских привычек, отмечает руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай. На фоне развития онлайн-шопинга потребители ходят в торгцентры не за крупными покупками, как это было раньше, а чтобы провести досуг, пояснят руководитель департамента торговой недвижимости CMWP Зульфия Шиляева.
София Мешкова
Источник: КОММЕРСАНТЪ