Показатель Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в России на неделе 21−27 октября сократился на 4% год к году, подсчитали в Focus Technologies. В Санкт-Петербурге аналитики зафиксировали снижение на 6%, хотя в Москве наблюдается прирост на 2%. Вторая половина октября — низкий сезон на рынке торговой недвижимости перед ростом посещаемости в период ноябрьских распродаж, говорит руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев.
Впрочем, существенного эффекта от сезона скидок в этом году также не ждут. Традиционная «черная пятница» не приносит ожидаемого эффекта и участники рынка уже не слишком активно продвигают эту распродажу, констатирует вице-президент Союза торгцентров Наталия Кермедчиева. Господин Васильев предполагает, что в период акций произойдет сдержанное увеличение Mall Index на 2–4% к среднегодовым значениям.
Госпожа Кермедчиева говорит, что в первые два месяца осени отдельные ритейлеры отмечали снижение трафика своих магазинов на 30–40%. Существенного улучшения конъюнктуры в ближайшее время эксперт не прогнозирует: торгцентры, по ее мнению, продолжат терять аудиторию из-за перехода спроса на одежду и обувь в онлайн.
Руководитель департамента торговой недвижимости CMWP Зульфия Шиляева рассчитывает, что в дальнейшем вакантность в торгцентрах будет сокращаться за счет выхода на российский рынок новых брендов и развития существующих игроков. Ставки аренды, по словам эксперта, остаются стабильными в сложившихся объектах, в то время как в новых собственники могут предоставлять льготные условия. Госпожа Кермедчиева отмечает, что в среднем речь идет об индексации ставок на 5% за год.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ