Минстрой рекомендовал застройщикам жилья при разработке проектной документации выделять для электромобилей и гибридов не менее 5% парковочных мест (но не менее одного), оборудуя их электрозарядными станциями (ЭЗС). Соответствующий пункт появился в методических рекомендациях министерства для разработки регионального стандарта качества жилого помещения и комфортности проживания. Согласно документу, количество ЭЗС должно соответствовать числу парковочных мест, выделяемых для электромобилей и гибридов. Рекомендуемая совокупная мощность устанавливаемой станции должна быть не менее 11 кВт. Парковочные места предлагается обозначать соответствующими знаками.
В Минстрое сообщили, что обновленные рекомендации направлены на стимулирование использования электромобилей. «Ожидается, что субъекты РФ смогут актуализировать региональные нормативы градостроительного проектирования, конкретизировав требования к обеспечению новых объектов капитального строительства достаточным количеством и качеством зарядной инфраструктуры для электромобилей»,— пояснили в министерстве.
Как отмечает источник, рекомендация Минстроя — первый шаг к упрощению установки ЭЗС в жилых комплексах. Собеседник уточняет, что Минстрой также подготовил норматив, который обяжет в региональных градостроительных нормах выделять минимальное количество машино-мест для электромобилей и гибридов.
Размещать зарядные станции электромобилей в подземных паркингах жилых комплексов, согласно своду правил МЧС, разрешено с 2022 года. Однако, уточняет источник, множество нюансов иногда делают установку ЭЗС почти невыполнимой. По словам гендиректора Sitronics Electro Андрея Гурленова, проблема, в частности, в требованиях по габаритам машино-мест с ЭЗС — не менее 3 на 6 м, по правилам МЧС. При этом минимальный допустимый размер машино-мест в России — 2,5 на 5,3 м, уточняет он. «Пожарные считают, что это влияет на безопасность, однако никаких исследований не предоставляют»,— отмечает господин Гурленов.
В Клубе инвесторов Москвы (объединяет крупных застройщиков) видят проблему в необходимости выделения автостоянки с ЭЗС в закрытых паркингах в отдельную секцию площадью не более 1,2 тыс. кв. м с противопожарными перегородками или отдельными зонами с автоматически опускающимися противопожарными экранами. «С финансово-экономической точки зрения площадь помещения с ЭЗС должна быть больше, как минимум в два раза»,— поясняют в организации. Правила МЧС допускают оборудование машино-мест с ЭЗС без выделения в пожарную секцию, если их не более десяти, но тогда себестоимость реализации полной инфраструктуры для одного машино-места с ЭЗС для застройщиков будет доходить до 0,8–1,2 млн руб., что также нецелесообразно, указывают в Клубе инвесторов Москвы.
Председатель Ассоциации производителей и операторов ЭЗС Армен Сафарян добавляет, что для установки электрозарядной станции в жилом комплексе необходимо провести общее собрание жильцов и получить их согласие.
Наталия Мирошниченко, Дарья Андрианова
Источник: КОММЕРСАНТЪ