Продажи леса и пиломатериалов до кризиса росли как на дрожжах вместе со всем строительным рынком, с ним и упали. Но дачники понемногу оживляются: лето, рубль не скачет. При этом цены на лес-кругляк упали, а в магазинах готового бизнеса немало пилорам. Приценившись к подешевевшему входу на рынок, корреспондент "Денег" убедился, что на простой доске лесопилку пока не поднять. Нужна особая ниша. Например, оконная.
Прогнувшиеся доски
Кто строился до кризиса, помнит: не купил вовремя вагонку — через неделю она уже чуть не на треть дороже. Довольно долго производство пиломатериалов постоянно росло на 2-8% в год, в 2008-м их напилили около 13 млн кубометров (данные исследовательской компании Research Techart). Это не мешало росту цен: в 2005 году, например, объем рынка изделий из дерева составил 145,3 млрд руб., а в 2007-м — уже 220,6 млрд руб., сообщает Росстат.
Однако за январь-апрель 2009 года пиломатериалов было выпущено 6 млн кубометров — 77,6% объема производства за тот же период 2008 года. Падение чувствуют на любом стройрынке. Например, Дмитрий Богданов, гендиректор компании "Стройлес", торгующей пиломатериалом на Дмитровском шоссе, говорит, что у него сейчас товара берут вдвое меньше — несмотря на то, что цена относительно прошлогодней снизилась на 20%. "Не на прибыль работаем, лишь бы дело сохранить. Многие наши поставщики уже обанкротились",— сетует Богданов. По словам Юрия Смирнова, заместителя коммерческого директора станкоторгового объединения КАМИ, продажи оборудования для лесопиления упали по сравнению с прошлым годом в два-три раза. "Отчасти падение связано с тем, что много оборудования б/у вышло на рынок, но главная причина — остановилось строительство, цены на пиломатериалы упали, производить их нерентабельно",— рассказывает Смирнов.
Но некоторые замечают и положительные тенденции: деревянные дома стали продаваться, дачник потянулся за доской. "Частный розничный заказчик проснулся. Поскольку на все стройматериалы цены упали на 10-15%, на строительстве можно сэкономить,— делится оптимизмом представитель Ассоциации деревянного домостроения Юлия Юрлова.— Если стройка намечалась на прошлый год и была отложена, сейчас можно построить за те же деньги дом лучше, чем в прошлом году. На руку и снижение цен на землю".
Но даже если ничего хорошего нет — вдруг это то самое дно, по которому и есть смысл входить на рынок? Без досок люди все равно не проживут, смекнул я, и пошел прицениваться к лесопилкам.
Капризы Подмосковья
Поделиться опытом лесопиления согласился Алексей Шалчков, гендиректор компании А.В.А. Проселок вдоль сосен в Раменском районе Московской области, металлические ворота, на двери деревянной постройки, выполняющей роль офиса, объявление: "Только сегодня каждому покупателю в подарок — щенок". Бонусные животные возятся возле штабелей товара. Рассказывая о бизнесе, Шалчков становится более серьезен. Производство занимает гектар земли. Две пилорамы (финская и американская), четырехсторонний станок, многопильный станок, сушильная камера и подъемный кран, несколько грузовиков. Не так давно А.В.А. производила от 500 кубометров пиломатериалов в месяц, вздыхает гендиректор, сейчас продавать получается 250-300 кубов. Спад продаж начался в ноябре, всю зиму работали в убыток, июнь, по всей видимости, станет первым месяцем с прибылью. Обычно сезон начинался с апреля.
Арифметика лесопиления от А.В.А. такова. Из ближайших областей (Рязанская, Владимирская) приходит лес-кругляк по цене от 2 тыс. руб. за куб. После распиловки кубометр получившейся доски или бруса можно продать по цене около 5 тыс. руб. Разница в ценах, конечно, не равна прибыли. Из куба бревен Шалчков получает до 0,64 куба досок. Это, по его словам, хороший показатель: по справочникам, выход доски — половина объема сырья. Плюс, естественно, затраты на распиловку. Это самый хитрый момент. Зарплата рабочим в основном идет сдельная — "с куба". Но многие расходы (аренда, электричество) фиксированы независимо от объемов производства. "У меня рентабельность начинается от 500 кубов в месяц,— говорит Алексей Шалчков.— При таком объеме, учитывая затраты на производство в Подмосковье, себестоимость моих досок такая же, как цена, по которой я могу купить пиломатериал в регионах. В таком случае выгоднее закупить его там, привезти сюда и продавать по Москве. А если я пилю уже 700 кубометров, начинаю получать прибыль: себестоимость куба выходит 4,3 тыс. руб.".
Как и многие коллеги, Шалчков потерял на закупке зимнего леса: в январе отдал за кругляк 2,5 тыс. руб. за куб, сейчас его можно взять на 200 руб. дешевле. С другой стороны, без запасов сырья тоже никак. "Преимущество расположения в Подмосковье в том, что мы близко к заказчику, работаем без сбоев и гибко,— рассказывает гендиректор А.В.А.— Например, нам заказали брус 100х200, а его не хватило — взяли тогда брус 200х200 и распилили пополам. Можем изготавливать нестандартный товар в короткие сроки. Клиент не поедет за 200 км на другую лесопилку за тремя кубами нестандартного материала. Он приедет к нам, а мы ему напилим три куба нестандартного и к нему десять — стандартного, пусть он и будет чуть дороже".
Поэтому подмосковная лесопилка, резюмирует Алексей Шалчков, живет во многом за счет постоянных клиентов из числа местных стройкомпаний. Таких приобретают годами — А.В.А., скажем, свою клиентуру формирует с 1991-го. Если же связей нет, минусы подмосковного расположения (дороговизна земли и рабочей силы) перевешивают плюс в виде близости к клиенту. Да еще в Подмосковье теперь запрещена рубка — те, кто был завязан на местный лес, свернули бизнес.
В Рязани, соглашается с моими размышлениями Шалчков, аренда участка под пилораму соток в 30 обойдется примерно в 50 тыс. руб. в год: под Москвой такую же сумму нужно будет платить за месяц.
30 соток — минимальная площадь, чтобы разместить пилораму с навесом, обустроить место для хранения полумесячного запаса бревен, такого же запаса готовой продукции и оставить пространство для подъездных путей. Теперь подумаем об оборудовании. Самая дешевая пилорама для производства доски из тех, что я нашел,— отечественная ленточная "Тайга" за 100 тыс. руб. Впрочем, бывалые лесопилы советуют брать все же импортные. Разница как между "Жигулями" и иномаркой, объясняет Алексей Шалчков: по цене различаются на 30-50%, но в надежности и качестве продукции импортные станки дают выигрыш гораздо больше. Лучше взять побывавшую в деле финскую пилораму, чем за те же деньги новую отечественную.
Навес над пилорамой можно построить за 50-100 тыс. руб. Закупил лес, нанял рабочих (зарплаты в Подмосковье — 20-25 тыс. руб. в месяц, в регионах — раза в полтора меньше) — и можно начинать. Проектная мощность моей лесопилки — около 300 кубометров в месяц. Вместе с первой поставкой сырья и годовой арендой мои первоначальные вложения не превысят 1 млн руб. Но вряд ли отобьются.
Иван Ждакаев
Источник: КОММЕРСАНТЪ