В январе—июне 2025 года совокупная стоимость закупок оборудования на аукционах по замене лифтов в многоквартирных домах по региональным программам капремонта в России составила 32,3 млрд руб., сократившись на 8,5% год к году. Такие данные приводят в Российском лифтовом объединении (РЛО). Значение сократилось, хотя в натуральном выражении число аукционов выросло на 1,9% год к году, до 8,4 тыс.
Региональные фонды капитального ремонта жестко контролируют бюджет, и производители вынуждены демпинговать, считает гендиректор лифтостроительного завода «Пульс» Артем Исаев. Структура спроса, по его словам, смещается в пользу более дешевых моделей. Сами производители, по словам партнера практики «Недвижимость» консалтинговой компании Neo Арины Матвеевой, сейчас все чаще предлагают такие варианты, рассчитывая выиграть тендеры и сохранить объем заказов.
Оптимизируя расходы, регионы также могут отказываться от дополнительного оборудования и услуг, ранее включенных в стоимость контрактов, говорит госпожа Матвеева. Гендиректор РЛО Петр Харламов, впрочем, называет тенденцию положительной для региональных операторов фондов капремонта: так им проще совершать закупки по прозрачной и предсказуемой стоимости.
Согласно РЛО, в эксплуатации в России сейчас 605 тыс. лифтов. Из них 50 тыс. уже отработали назначенный срок службы в 25 лет и нуждаются в замене. Еще 60 тыс. машин должны выйти из эксплуатации до 2030 года. Для их замены совокупно потребуется 436 млрд руб., уточняют в ассоциации.
Поставки лифтов в рамках региональных программ капремонта остаются одним из ключевых каналов сбыта продукции для производителей оборудования, поясняет господин Исаев. Компенсировать его за счет коммерческих продаж нельзя из-за снижения спроса на лифты со стороны девелоперов.
Дарья Андрианова
Источник: КОММЕРСАНТЪ