Игроки российского рынка цемента спешат воспользоваться щедростью правительства КНР, которое приняло специальную программу стоимостью 500 млрд долларов, направленную на поддержку экспорта китайской промышленной продукции. И в том числе технологий для производства цемента. Несмотря на кризис отечественные цементники готовы кооперироваться с китайцами с целью реализации проектов строительства новых цементных заводов.
Компания «Базэлцемент», уже имеющая опыт сотрудничества с китайскими подрядчиками и поставщиками оборудования, теперь намерена привлечь финансирование из Китая на строительство Угловского (Новгородская область) и Туапсинского цемзаводов. Предполагается, что кредиты будут предоставляться под низкие ставки на срок до 10 лет.
Занять денег на реализацию инвестпроектов у китайской госкорпорации «Машимпекс» планирует холдинг «РАТМ-Цемент». Китайская сторона готова обеспечить львиную долю необходимого финансирования при условии поставки и монтажа китайского оборудования на заводы холдинга.
Банк развития Китая предоставит Внешэкономбанку 1,3 млрд долларов на проекты в России, в том числе будет открыта кредитная линия для финансирования строительства цементного завода в Ленинградской области (проект реализует Группа ЛСР).
Частичная модернизация
По оценкам экспертов, к 2010 году в России будет запущено сразу несколько новых технологических линий по производству цемента «сухим» способом. Они не тотчас выйдут на проектные объемы, но уже в обозримом будущем отечественные цементные мощности могут прирасти несколькими миллионами тонн. Это, однако, не означает, что проблема дефицита цемента, возникающая в периоды подъема строительного рынка, будет решена.
Во-первых, вряд ли владельцы цементных компаний удержатся от соблазна разогреть рынок, искусственно создав ситуацию дефицита. Для этого им будет достаточно закрыть несколько старых линий либо существенно ограничить их загрузку в разгар строительного сезона. Создав предпосылки для роста цен на цемент, компании смогут рассчитывать на сокращение сроков окупаемости инвестиций, вложенных в строительство новых мощностей. А чтобы не попасть в коммерческую ловушку, связанную с повышением привлекательности рынка для импортных поставок, цементники наверняка предпочтут отгородиться от внешнего рынка запретительными пошлинами.
Во-вторых, сам по себе набор новых цементных заводов нельзя будет считать обновлением промышленности. «Цементная промышленность — это еще и машиностроительные предприятия, институты, логистика», — напомнил в своем выступлении на конференции «Цемент 2009» руководитель научно-исследовательского центра «Гипроцемент-наука» Лев Бернштейн. Например, в США при объемах выпуска цемента порядка 100 млн тонн в год мощность портовых терминалов составляет около 20 млн тонн. В период активности строительного рынка они цемент завозят, восполняя дефицит, а в период рецессии — продают на внешние рынки. Даже Швеция, производящая 3 млн тонн цемента, имеет на берегах Балтики десять терминалов. В России же нет не только подобной инфраструктуры, но и планов ее создания.
На ладан дышит цементное машиностроение. По словам гендиректора предприятия «Техприбор» Александра Липилина, ситуация в машиностроении (в том числе ориентированном на цементную промышленность) хуже некуда, продолжаются сокращения персонала, прежде всего квалифицированных рабочих, станочников. По мнению Липилина, «отечественное машиностроительное производство в том виде, в каком оно существовало до кризиса, уже никогда не восстановится».
Сито — на свалку
Профессор, руководитель компании «Цемискон» Зиновий Энтин уверен, что кризис должен образумить цементников и заставить владельцев заводов задуматься, как им жить дальше: защищаться от конкуренции заградительными пошлинами и жить за забором либо кардинально менять технологический уклад отрасли.
Сегодня цементная промышленность оказалась заложницей технологической отсталости. В то время как зарубежные цементные заводы обслуживают 150–200 человек, на самых продвинутых российских предприятиях заняты до 500–600 рабочих, а на прочих — в два раза больше. На Западе повсеместно применяется специальное оборудование для контроля гранулометрии цемента: встроенные системы выдают полную характеристику состава сырья и автоматически регулируют работу мельниц. А у нас до сих пор качество цемента проверяется по остатку на сите. «Инновациями, при которых изменяется технология, а не отдельные производственные циклы, вообще никто не занимался полвека», — сетует Энтин.
В России в настоящее время производится преимущественно бездобавочный цемент. Между тем, например, зола — прекрасное сырье для цементной промышленности. «Однако доменные шлаки не используются, хотя их навалом, — констатирует г-н Бернштейн из “Гипроцемент-наука”. — Однажды я был на двух заводах в США, которые мелят гранулированный доменный шлак. Оказывается, американское правительство за каждый квадратный метр земли, использованной под хранение отходов, берет 50 долларов, поэтому использовать отходы выгодно. А у нас стоимость земли под хранение отходов копеечная. Поэтому металлурги сваливают шлак в отвалы, не гранулируют. Более того, энергетики говорят цементникам: берите шлак по 1500 рублей за тонну, сами обрабатывайте».
По мнению экспертов, чтобы выжить, цементникам необходимо не только полностью обновить производственную цепочку, но и повернуться лицом к потребителям. «Надо вести грамотную сбытовую политику, гарантировать качество продукции», — говорит руководитель торгового дома «Цемснаб» Юрий Ерокин. Для покупателей цемента важны три показателя: качество, сроки, объемы. Российские цемзаводы, избалованные конъюнктурой, до недавнего времени не уделяли этому должного внимания. Неудивительно, что сегодня многие строительные компании и производители стройматериалов умышленно отказываются от российского цемента в пользу импортного. Ведь именитые зарубежные поставщики — шведы, немцы — всегда привезут цемент гарантированного качества, точно в срок и в оговоренном объеме.
Илья Ступин
Источник: ЭКСПЕРТ