Напомним, с этого года в России прекращено предоставление лицензий на осуществление строительной деятельности, проектирования и инженерных изысканий. Ряд экспертов считают, что создаются такие условия, которые могут привести к исчезновению небольших фирм. Как показал опыт, проблемы существуют как у некоммерческих партнерств, так и у самих строителей. Первые сейчас активно привлекают членов, чтобы получить статус СРО, а вторые, затягивая со вступлением, тормозят регистрацию самих СРО.
Что мешает становлению новой системы регулирования в стране и почему бизнес-сообщество не торопится с выбором СРО? Как складывается ситуация с созданием саморегулируемых организаций, со вступлением в них строительных компаний, какие трудности и каковы перспективы дальнейшего развития? На эти вопросы мы попросили ответить вице-президента Российского cоюза строителей Анвара Шамузафарова и президента Альянса строителей Александра Халимовского.
- Анвар Шамухамедович, лицензирование в строительной отрасли отменяется безвозвратно?
- Введение в действие Федерального закона N148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" коренным образом меняет систему отношений между бизнес-сообществом, работающим в градостроительной сфере, и государством. Лицензирование деятельности в сферах инженерных изысканий, проектирования и строительства прекращается, несмотря ни на какие обстоятельства. Ростехнадзор ведет достаточно активную деятельность по оформлению новых саморегулируемых организаций.
- Какие проблемы могут появиться на строительном рынке с введением саморегулирования?
- В условиях недостаточного контроля градостроительной деятельности со стороны государства и профессионального сообщества при введении саморегулирования могут усилиться тенденции по дальнейшему развитию коррупции и лоббизма. Это приведет к монополизации строительного рынка, выдавливания предприятий малого и среднего бизнеса с легального рынка строительных услуг. Преодолеть это будет достаточно тяжело. Может быть, создание Национального объединения саморегулируемых организаций поможет исправить ситуацию, поскольку оно не будет связано с интересами региональных элит. Неоднозначное отношение вызывает тема выработки стандартов и правил работы организаций, вступивших в СРО. По идее, они должны разработать свои нормы. Но уже началось обсуждение вопроса о сохранении системы государственных СНиПов и ГОСТов. Ведь российская система была одной из лучших, и зачем ломать то, что относительно хорошо работает, - но пока это только намерения, которые никак не отражены в нормативно-правовых актах.
- Александр Александрович, сколько, по вашей информации, строительных организаций уже внесены в реестры Ростехнадзора? И в каких регионах ситуация наиболее проблемная?
- По нашим данным, на 22 сентября 2009 года в реестр Ростехнадзора внесены сведения о 38 СРО в области строительства, 26 в области архитектурно-строительного проектирования и 3 в инженерных изысканиях. Из 67 СРО в Москве и Санкт-Петербурге зарегистрированы 27. В Центральном ФО создано 30 СРО, в Дальневосточном - только 2, немногим больше в Уральском - 4, в Северо-Западном - 6. Вслед за Центральным регионом наиболее активно на новую систему переходят Приволжский и Сибирский федеральные округа. В Поволжье получили статус 11 некоммерческих партнерств. "Центрами притяжения" для строителей в регионе стали Самара и Нижний Новгород.
Всего из 260 тысяч компаний, имеющих лицензии, в состав СРО вошли пока 5,5 тысячи компаний. Часть крупных организаций имеет несколько лицензий на различные виды деятельности. Однако большинство обладателей лицензий - это, вероятнее всего, так называемые однодневки, созданные для участия в тендере или для реализации одного проекта.
- На ваш взгляд, какие трудности ожидают тех, кто только собирается вступать в СРО?
- Парадоксально, но треть (!) строительных компаний не подозревает об отмене лицензирования и необходимости вступления в СРО. И это при том, что еженедельно проводятся различные семинары, конференции, "круглые столы".Свою роль в процессе становления СРО сыграли особенности российского менталитета. Прямая безответственность или надежды на очередное продление сроков лицензирования - препятствия, которые строители чинят сами для себя. Думаю, что пора покончить с дискуссиями о возврате к прошлому и начать изучать вопросы вступления в СРО. Тем более что это довольно-таки непростая и длительная процедура. Только проверка документов занимает месяц. К тому же многим организациям придется оперативно устра нять имеющиеся несоответствия с требованиями саморегулируемых организаций. Чаще всего приходится повышать квалификацию персонала, обеспечивать необходимую материально-техническую базу и даже увеличивать штатный состав.
По оценкам экспертов, к концу года в реестре СРО будет не менее 100 компаний, в их составе около 50-60 тысяч строительных организаций. Вместе с тем 60 некоммерческим партнерствам (НП) Ростехнадзор отказал в регистрации, поскольку они не соответствуют тем или иным требованиям, предъявляемым к кандидатам на получение статуса саморегулируемой организации. Ведь для того, чтобы получить статус, НП должно выполнить ряд довольно-таки строгих условий. Если это СРО в строительстве, то она должна объединить минимум 100 членов и сформировать компенсационный фонд в размере не менее 300 тысяч рублей на одного члена. Как оказалось, не всем это под силу. В результате на рынке должны остаться профессиональные и действительно работающие компании, думающие о завтрашнем дне и перспективах развития. А фирмы-однодневки исчезнут.
Ольга Бухарова
Источник: РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА