Дом как средство производства
Жилье в широком значении этого слова вполне может стать и действительно становится предметом лизинга. Например, строительные бытовки или жилые вагончики для сезонных рабочих. Понятно, что эти временные жилые помещения такие же средства производства, как башенные краны или комбайны: без элементарных удобств для рабочих невозможно организовать производственный процесс.
А теперь представим себе другую ситуацию: чтобы обеспечить производственный процесс, требуется не временное, а постоянное жилье для привлеченных специалистов. То есть не вагончики или бытовки, а дома, пригодные для постоянного проживания. Это вполне реальная проблема, например, для сельской местности: один из основных факторов, тормозящих развитие агропромышленного комплекса,— нехватка квалифицированных специалистов. Именно это стало отправной точкой при разработке некоммерческим партнерством "Ассоциация деревянного домостроения" (АДД) программы строительства сельских домов по лизинговой схеме. Например, домостроительная компания "РНР-Базис" (член АДД и один из инициаторов программы) готова строить до 1 тыс. домов в год, если удастся реализовать лизинговую схему продаж.
"Фермеры и сельскохозяйственные предприятия могут по-настоящему решить проблему квалифицированных кадров, только привлекая специалистов со стороны. Не потому, что свои плохие, а потому, что их не хватает,— обрисовывает проблему Вадим Никулин, генеральный директор "РНР-Базис".— Сейчас многие предприятия сокращают рабочие места, а в сельском хозяйстве, наоборот, нехватка кадров. Многие специалисты, оставшиеся без работы, с удовольствием переехали бы в сельскую местность, если бы было жилье. С другой стороны, у фермеров, даже преуспевающих, как правило, нет свободных денег, чтобы построить дом для специалиста за собственный счет. Решить этот вопрос можно с помощью лизинговой схемы. Мы рассчитываем на то, что эта схема заинтересует профильную сельскохозяйственную компанию "Росагролизинг" и ее филиалы в регионах или другие лизинговые компании".
Подсчет плюсов
Вкратце схема, предложенная домостроителями, состоит в следующем. Вначале сельхозпроизводитель (фермер или коллективное хозяйство) предоставляет землю с подведенными коммуникациями в собственность лизинговой компании. Стоимость этой земли будет засчитана как первоначальный взнос в лизинговой сделке. Получив землю, лизинговая компания заключает с компанией-подрядчиком договор на строительство дома. Расчетная стоимость строительства — 20 тыс. рублей "под ключ", производство и установка дома займет два с половиной-три месяца. Право собственности на построенный объект получает лизинговая компания. Этот дом она передает в лизинг сельхозпроизводителю сроком на 10-15 лет с удорожанием 4% в год. А уж затем сельхозпроизводитель (фермер) сдает дом в аренду своему привлеченному специалисту с таким расчетом, чтобы арендная плата чуть превышала ежемесячный лизинговый платеж.
"По нашим расчетам, ставка аренды составит 10-15 тыс. рублей ежемесячно в зависимости от срока аренды,— говорит Вадим Никулин.— Этот платеж вполне по силам квалифицированному специалисту, например агроному, механизатору или зоотехнику. В Ростовской области или Краснодарском крае, например, средний заработок у них примерно 30 тыс., а летом и осенью по результатам уборки урожая — значительно больше. И это не просто аренда — после окончания выплат по лизингу дом перейдет в собственность наемного работника (то есть фактически речь идет об ипотеке.— BG). Таким образом, специалист получает зарплату и дом через 10-15 лет, фермер — рабочие руки, а лизинговая компания возвращает вложенные средства с прибылью".
На самом деле в приведенной схеме совершенно очевидно лишь одно: домостроительные компании могут получить большой объем заказов, профинансированных лизинговой компанией. По расчетам АДД, в Ростовской области уже сейчас фермерские и коллективные хозяйства готовы заказать 270-300 домов, в Пермском крае — 150. При средней стоимости домовладения 2 млн рублей объем финансирования программы только для этих двух регионов составит около 1 млрд рублей.
Оценка рисков
"Росагролизинг" пока не готов принят участие в предложенной домостроителями программе, и в ближайших планах компании финансирование сельского домостроения не значится. "Мы ознакомились с предложением Ассоциации деревянного домостроения, оно интересное, и в основе его совершенно здравая идея,— говорит начальник отдела сопровождения лизинговых проектов "Росагролизинга" Иван Логинов.— Но есть несколько препятствий для осуществления этой идеи. Во-первых, в соответствии с учредительными документами нашей компании мы не можем выделять средства из уставного капитала на строительство сельских домов. Во-вторых, 10-15 лет слишком длительный срок возврата средств, мало кто может позволить себе такие длинные инвестиции. И наконец, вызывает сомнение платежеспособность конечного клиента — наемного специалиста. На самом деле 30 тыс. рублей — это выше средней зарплаты по отрасли. Но пускай даже так — немногие смогут отдавать половину, а то и две трети заработка на оплату аренды".
Ассоциация деревянного домостроения не предлагала свою программу никакой другой лизинговой компании, кроме "Росагролизинга". Очевидно, в расчете на то, что компания, которая должна поддерживать сельского производителя, обратит внимание в первую очередь на социальный аспект предложения. Но если забыть о социальном аспекте, то может ли эта схема представлять чисто коммерческий интерес для лизингодателя? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились в крупные лизинговые компании.
Андрей Воскресенский
Источник: КОММЕРСАНТЪ