– Мы должны менять ситуацию в строительной сфере к лучшему, – сказал, открывая работу совета, губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев. – Градостроительный совет должен стать площадкой, где профессиональные предложения специалистов архитектурно-строительного комплекса по изменению облика городов и районов проходят проверку общественности. Глава региона отметил, что вопросы новой градостроительной философии станут предметом обсуждения пятого Байкальского экономического форума, который пройдёт в Иркутске 8 – 10 сентября. Губернатор также сообщил, что заместителем председателя градсовета назначен Юрий Перелыгин, глава Совета национальной гильдии градостроителей России.
Обсуждение схемы территориального планирования Иркутского района было вовсе не случайным. Это единственный в Приангарье район, который развивается, здесь из года в год увеличивается численность населения, растут объёмы строительства жилья.
– Наш район относится к числу наиболее заселённых в области, по численности он превосходит все остальные муниципальные образования, – отметил в своём докладе мэр Иркутского района Игорь Наумов. – Его постоянное население составляет 71 тысячу жителей, из которых около 60 тысяч – сельское. Средняя плотность населения – 5,9 человека на 1 кв. км.
Благоприятные природные и экологические условия, выгодное географическое положение способствовали развитию на территории района курортно-дачной зоны. В настоящее время в ней около 400 дачных посёлков, в результате численность населения в летний период увеличивается до 300 тысяч человек.
Богатый животный мир Байкала и его побережья, наличие редких и исчезающих видов растений, обилие памятников природы, истории и культуры, транспортная доступность привлекают большое число туристов не только из сопредельных территорий, но и из зарубежных стран. По информации Игоря Наумова, число таких посещений уже сегодня доходит до 500 тысяч человек в год.
В последнее время в районе активизировалось жилищное строительство. Только в 2009 году здесь введено без малого 60 тыс. кв. м. Одновременно продолжает увеличиваться число жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не хватает социально-бытовых объектов. В результате возникают вопросы к различным службам. В прошлом году одних только вызовов «скорой помощи» перевалило за восемь тысяч.
Комплексный социально-экономический анализ состояния выявил основные проблемы развития территории. Это и устаревшая градостроительная документация, и конфликты с вторжением застройщиков на сельскохозяйственные земли, и массовая вырубка лесов, и образование стихийных свалок в водоохранных зонах Байкала, и неразвитость дорожной и инженерной инфраструктуры... Всё это подвигло муниципальные власти к разработке схемы территориального планирования. На сегодня уже подготовлена концепция. К сожалению, она не согласована с администрацией г. Иркутска, на что указал в своём выступлении руководитель менеджерского центра N 3 ФГУП РосНИПИУ урбанистики Антон Финогенов:
– На проблему развития района и города необходимо смотреть «с одной высоты» и вместе разрешать вопросы с проектировщиками, поставщиками энергии, света, воды и т.д. Пока такого взаимодействия не видно, отсюда и проколы.
В докладе о перспективах развития района до 2030 года начальник отдела территориального планирования ОАО «Иркутскгражданпроект» Вадим Снежко-Блоцкий рассказал о строительстве автодорожных и железнодорожных магистралей до нового аэропорта в районе деревни Позднякова, новых мостовых переходов через реку Ангару, новых жилых микрорайонов и населённых пунктов. Основными территориями застройки станут посёлки Молодёжный, Большая Речка, Листвянка и Мамоновское сельское поселение, численность населения должна при этом вырасти до 360 тысяч человек.
Схема территориального планирования предполагает также зонирование территории для развития туризма, архитектурно-планировочных решений, инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе обустройство набережных, строительство сетей ливневых канализаций, ликвидация свалок и т.д.
– А во сколько может обойтись проект в целом? – поинтересовался Юрий Перелыгин.
– Строительство первой очереди с вводом 500 тыс. кв. м жилья обойдётся в 67 млрд. рублей, а проект в целом – в пределах 116 млрд., – ответил докладчик.
Цифра 500 тыс. кв. м малоэтажного жилья звучит с завидным постоянством, отмечали выступающие в ходе обсуждения проекта, однако обеспеченных участков под строительство инженерной инфраструктуры до сих пор нет. Как, впрочем, и энергетических мощностей. Ряд выступлений был посвящён проблемам обеспеченности населения района объектами соцкультбыта, здравоохранения, образования, пожарной безопасности, МЧС и др.
Освоение многих свободных площадок под жилищно-гражданское строительство требует перевода земель различного назначения в земли поселений. Пока же на территории района имеется лишь 1% территории, отведённой под застройку жилья, 12% земли сельхозназначения, 65% – лесфонда, остальное принадлежит оборонке, учебным заведениям. Препятствием к переводу земель из федеральной в собственность субъектов является отсутствие у муниципальных поселений генпланов, без которых невозможно развитие территорий. В настоящее время из 21 муниципального поселения работа по подготовке проектов генпланов проводится лишь в четырёх. «Для этого необходимы средства, – заявил Игорь Наумов. – Ориентировочная стоимость работ по подготовке проектов генпланов поселений составляет 95 млн. рублей».
Юрий Перелыгин подчеркнул, что главная задача градостроительного совета – определение проблем и доведение их до исполнительных структур, органов власти. Тогда совещательный орган будет оказывать действительную помощь развитию территорий и проживающим на них людям.
В принятом по итогам заседания проекте решения по устойчивому развитию Иркутского района даны поручения региональным министерствам и ведомствам проработать нормативно-правовые акты на оптимизацию процедур передачи федеральных земель в собственность региона, софинансированию работ по документам территориального планирования муниципальных образований, доработать материалы проекта схемы территориального планирования Иркутского района с учётом высказанных в ходе обсуждения замечаний, рассмотреть и утвердить схему на Думе муниципального образования.
Окончательный проект решения будет утверждён на общественных слушаниях. Хочется верить, что в нём будут прописаны более конкретные решения с указанием сроков их выполнения.
Александр Антоненко
Источник: ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ПРАВДА