Их никто не считал
Иркутским застройщикам эксперты пророчили повальные банкротства в течение 2009-2010 годов. Прогнозы подтвердились, но в какой степени, не знает никто. По таким компаниям нет точных данных. «По обманутым дольщикам не ведётся отдельной статистики, – сообщил руководитель службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области Денис Воронов. – Известно лишь, что в прошлом году общее количество нарушений строительных организаций выросло приблизительно в три раза, но сюда входят и срыв сроков, и нарушение технических стандартов, и строительство без разрешения». В Главном управлении Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области подобных отчётов тоже не существует.
Неофициальная статистика свидетельствует: в 2009 году количество обманутых дольщиков в Иркутске подскочило в четыре-пять раз, рассказал глава юридической компании «Защита» Алексей Попов. По его словам, особенно много жалоб, в том числе и судебных, на фирмы-банкроты. Их тоже, к слову, никто не считал. «В суде не ведётся специальной статистики», – уточнила пресс-секретарь областного арбитража Яна Орловская. Однако только по выборке фирм, где в названии встречается «строй», база данных Арбитражного суда Иркутской области выводит список из нескольких десятков компаний. На них уже поступили заявления от кредиторов о признании этих компаний банкротами. В этом году УФНС по Иркутской области подало заявления на шесть иркутских застройщиков – ООО «СтройТранс», ООО «Базис-Строй», ООО «Застройщик», ОАО «Иркутскмостострой», ООО «Стройтех» и ООО «Кристалл Строй». А за прошлый год в суде продолжают рассматриваться заявления на ООО «Строй-ка», ООО «Строительная компания «Байкалстройинвест», ООО «БизнесСтрой» и даже на фирму, которая по иронии судьбы носит название ООО «Гарантстройинвест».
Что с них взять
В числе банкротов конца 2009 – начала 2010 года числятся и компании «Молдросс», «Темп-2», «Виктория-Лисиха». Сейчас в них введена процедура наблюдения, хотя некоторые из них продают квартиры и заключают договоры до сих пор, отметил Алексей Попов. По его словам, у каждого из этих застройщиков своя история банкротства. «Молдросс» «заморозил» объекты на улицах Цимлянской и Дыбовского. В итоге передал недостроенную блок-секцию и земельный участок фирме «Сиброссо», которая взялась за этот проект. У «Темпа-2» просрочки тянулись с 2006 года, за что фирме приходилось в судебном порядке выплачивать дольщикам по 120–150 тыс. рублей. Сейчас дом готов, люди живут, но в собственность квартиры так и не оформлены, компания банкротится. А «Виктория-Лисиха» стала должником, даже не являясь застройщиком. Фирма передала право аренды на земельный участок другой компании, но в результате внутренних конфликтов у неё начались финансовые проблемы. Серьёзные трудности возникли и у компании «Форт-Росс»: она продала таунхаусы в посёлке Новоразводная Иркутского района практически на нулевом цикле, в итоге не завершив объекты.
Иркутяне пытаются решить конфликты через суд, утверждает Попов. Только в его практике более пяти исков на «Молдросс». В районных судах также рассматриваются по три иска – на «Темп-2» и «Викторию-Лисиху». Но, по словам юриста, в большинстве случаев с банкрота практически невозможно взыскать деньги за просрочку или получить деньги по расторгнутому договору. «Выплата неустоек приостанавливается после начала процедуры банкротства, а дольщики не попадают в первую очередь реестра. Особенно жалко людей, которые ипотеку взяли и выплачивают её с процентами, – отметил Попов. – Даже основным кредиторам обычно ничего не достаётся. Что взять, скажем, с фирмы, у которой на балансе числятся сломанный «Камаз» и тележка? Такова законная возможность компаний избегать ответственности». Признать право собственности на незавершённое строительство тоже затруднительно, тем более что квартиру в недостроенном доме вряд ли кто-то купит. Дольщикам может повезти, только если за объекты возьмутся крупные застройщики, которым пообещают выгодные условия.
Иногда они возвращают
Вернуть деньги можно на начальном этапе, как только у застройщика появились проблемы, уверены эксперты. Так, клиенту «Сибстройресурса» удалось выиграть суд и возвратить всю сумму, уплаченную по договору: будущий жилец был недоволен приостановкой строительства объекта. Другой случай произошёл с компанией «Север-строй», которая сейчас пытается застроить территорию Красных казарм. Пару лет назад два физических лица выкупили земельный участок в центре площадью более трёх гектаров под Красными казармами. Позже площадкой занялся «Север-строй» (вблизи этой площадки компания уже возвела комплекс «Петровский»). На месте Красных казарм строители поставили ограждение, начали привлекать дольщиков, продавать будущие квартиры. Между тем один из дольщиков, заподозрив остановку строительства, потребовал через суд вернуть 350 тыс. рублей, которые он заплатил «Север-строю» по предварительному договору, рассказал Алексей Попов. Суд удовлетворил иск клиента, что, как полагает юрист, может быть лишь началом череды исков на данную компанию. «Это одни из немногих примеров, когда клиенты вовремя начали отсуживать деньги, заметив сложную ситуацию на проекте, – отметил он. – Думаю, эти люди теперь, вероятнее всего, возьмут жильё на вторичном рынке, которое хоть и дороже на 200–300 тысяч рублей, зато уже построено».
Риэлторы согласны, что покупка квартиры в новостройке сейчас является не самым надёжным вариантом. «Тема обманутых дольщиков для Иркутска была вообще не актуальна до прошлого года. Самая большая неприятность, которую можно было ждать от застройщиков, – это задержка сроков сдачи объекта или недоработки по качеству. Однако в 2009 году объекты заморозились, клиенты стали жаловаться», – рассказала вице-президент Иркутского областного союза риэлторов Наталья Комиссаренко. Хотя, по её словам, в региональном центре ситуация с обманутыми дольщиками не настолько острая, как в других регионах. Большинство застройщиков решаются на диалог и предлагают клиентам альтернативные варианты.
Специалисты пока не заметили в связи с этим смещения спроса в сторону «вторички», хотя цены почти сравнялись: в новостройках квадрат стоит от 25 тыс. до 40 тыс. рублей, во вторичном жилье – 30–40 тыс. рублей. Клиенты стали более избирательными, считает Комиссаренко. «Они уже не раскупают, как раньше, жильё на нулевом цикле строительства, перед сделкой самостоятельно осматривают площадки, проверяют договор на соответствие 214-му закону», – согласен вице-президент Иркутской гильдии риэлторов Владимир Долгополов. Кроме того, теперь они чаще заказывают сопровождение сделки независимыми экспертами, которое обходится клиентам в 10–15 тыс. рублей. Покупатели пытаются подстраховаться, обращая внимание на цену квадратного метра. Внезапные скидки на 20–30% должны насторожить дольщиков: как правило, это свидетельствует лишь о том, что у строительной компании не хватает средств. Достроит ли она свои объекты или нет, никто не гарантирует.
Екатерина Арбузова
Источник: ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ПРАВДА