В следующем году все мы будем по-новому платить транспортный, земельный и имущественный налоги.
Зачем это делается и как изменится процедура оплаты, рассказал руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин.
Три в одной платежке
Российская газета: Михаил Владимирович, почему в России теперь установлен один срок оплаты всех трех налогов - не ранее 1 ноября следующего налогового периода, а не как раньше, с учетом авансовых платежей, два-три раза в год?
Михаил Мишустин: Цель - упростить уплату для удобства граждан, избежать перерасчетов налога в случае каких-либо изменений, связанных с продажей, покупкой, дарением имущества, соответственно сократить расходы государства на организацию сбора налогов.
С 1 января 2011 года, как многие заметили, отменены все авансовые платежи по транспортному и земельному налогам. До сих пор налогоплательщики получали три уведомления - на земельный, транспортный и имущественный налоги. Отныне налоговое уведомление по новой форме люди получат в 2012 году по обязательствам за 2011 год одновременно с платежными документами, оплата будет происходить 1 ноября следующего налогового периода по одному уведомлению. Поэтому налоги граждане будут уплачивать один раз в год. При этом каждый будет знать, что про него знает государство. Про его недвижимость, транспортные средства, земельные участки, доходы и начисления, на базе которых рассчитываются налоги.
Смотреть фоторепортаж Сергея Михеева
РГ: А как будут направлять налоговые уведомления?
Мишустин: Наши сотрудники будут делать это как традиционным путем - по почте, так и с помощью интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика", который уже больше года действует на сайте ФНС. Вы можете распечатать платежку и прийти с ней в банк. А можете, не выходя из дома, платить через те банки, которые к нам присоединились и в которых у вас открыт счет.
Поэтапно вводится в эксплуатацию сервис для физлиц "Личный кабинет налогоплательщика-2", предоставляющий дополнительные возможности. В новом варианте "Личного кабинета налогоплательщика" приведен подробный перечень всего налогооблагаемого имущества. Например, адрес и площадь квартиры, модель и госномер автомобиля. Кроме того, приведен перечень налоговых льгот, указана сумма задолженности или переплаты по каждому виду налога. Реализована возможность просмотра направленных налогоплательщику налоговых уведомлений и неоплаченных платежных документов.
Видео: Наталья Ивановская
РГ: В 2012 году по инициативе правительства ФНС готовится автоматом списать 36 млрд рублей задолженности 33 миллионам граждан. Речь об имущественном, земельном, транспортном налогах, НДФЛ. В чем смысл этой акции?
Мишустин: Списание долгов, образовавшихся у людей не по их вине, а из-за ошибок, неточностей, несвоевременной передачи данных из регистрирующих организаций, - это задача государства. Да, налоговые органы проведут процедуру списания задолженности без вовлечения в нее граждан. Но при этом сами граждане могут помогать предотвращать накопление такой задолженности в будущем, информируя налоговые органы о фактах использования для расчета налога некорректных данных.
Ошибка? Исправим!
РГ: Люди, кстати, часто жалуются на ошибочные налоговые уведомления и требования, выставленные им за 5-10 лет. Но разбираться в архивах инспекторы, как правило, не хотят, требуют уплаты без разъяснений.
Мишустин: Первое, нужно четко понимать, откуда берутся "грязные" данные. Страна наша - молодой частный собственник. И на сегодняшний день ошибки в базах данных - это своего рода плата за 70 лет отсутствия у людей собственности.
Собственник же должен быть обеспечен точным адресом, который связан с его недвижимостью, ее описанием. Такие базы данных формировались в молодой России с трудом, что вполне понятно. К примеру, общий объем сведений, который в электронном виде должен содержаться в базах данных Росреестра, составляет 150 млн объектов недвижимости. А ведение в электронном виде Единого реестра Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним началось только с 2008 года. А с конца 2010 года Налоговый кодекс обязал органы власти предоставлять в ФНС необходимые сведения в электронном виде. Замечу, служба работает с большими объемами информации: более 120 млн налогоплательщиков - физлиц, которые владеют 25 млн земельных участков, а также 24 млн транспортных средств, 44 млн объектов капстроительства и т.д. Естественно, работать с такими объемами данных возможно, только когда они собраны в электронном виде.
Администрируя сбор имущественных налогов, мы замыкаем длинную цепочку из 15 различных органов власти и организаций-регистраторов граждан по месту жительства, транспорта, фактов рождения и смерти.
РГ: Но если все-таки ошибка, как быть?
Мишустин: Получив ошибочное налоговое уведомление или требование, вам необходимо проинформировать об этом налоговый орган. Можно направить обращение по почте, по Интернету, на сайт ФНС России.
Налоговики в этом случае уточнят сведения в регистрирующих органах, пересчитают налог или уведомят, что сведения, предоставленные регистрирующим органом, отличаются от данных налогоплательщика. Мы стремимся исправлять все ошибки всеми удобными для людей способами. Потому в едином уведомлении об имущественных налогах за 2011 год предусмотрена возможность более тесной связи с налогоплательщиками. Если вы получите уведомление на оплату земельного участка, которого у вас нет, или вам начислят налог за давно проданную машину, то на обратной стороне квитка укажите суть ошибки. ФНС в свою очередь вывесит соответствующий "красный флажок" ведомствам, которые обязаны будут исправить эту ошибку в своих базах.
20 секунд на ответ
РГ: Федеральная налоговая служба собирается отказаться от популярного слогана "заплати налоги и спи спокойно". На что будете менять?
Мишустин: Этот лозунг десятилетней давности хорошо работал, показывал людям, как необходимо платить налоги. Сейчас мы хотим выйти на партнерские отношения с налогоплательщиками, больше разъяснять и помогать им. А не принуждать.
Как показывает практика, значительная часть нарушений налогового законодательства происходит по незнанию, а не по злому умыслу. Поэтому, создавая комфортные условия, информационную поддержку по исполнению налоговых обязательств, мы тем самым увеличиваем число добросовестных и грамотных налогоплательщиков. На это будут нацелены наши новые слоганы, которые мы скоро представим.
И еще важное живое звено в работе с гражданами - налоговые консультанты. Когда будут созданы реальные, действующие чистые базы данных для уплаты имущественных налогов, в России необходимо создать систему консультантов, которые помогали бы гражданам платить налоги и не ошибаться. В США, например, таких консультантов огромное количество.
РГ: Платные консультации?
Мишустин: Да, в Америке они платные. В России мы идем по пути открытия бесплатных колл-центров. Их уже 7. В том числе в Нижнем Новгороде, в Волгограде. Два месяца назад такой центр открыли в Москве. В ближайшее время на его базе будет создан Федеральный контакт-центр. Люди могут позвонить и задать разные вопросы, связанные с уплатой своих налогов. Среднее время ожидания налогоплательщиком ответа при звонке - 20 секунд. В ближайшее время на его базе будет создан Федеральный контакт-центр.
РГ: В России не стихают слухи о введении налогов для "богатых". Какова ваша точка зрения?
Мишустин: Без сомнения, люди с большим достатком должны больше платить, так как имеют совершенно другого уровня дома, квартиры, машины, некоторые летают на частных самолетах. Это должно облагаться налогом, который может называться "налогом на роскошь". И массовая рыночная оценка недвижимости позволит стране иметь такой налог, сторонником которого я являюсь. Изменения возможно осуществить при введении налога на недвижимое имущество взамен ныне действующих земельного налога и налога на имущество физлиц. Отдельно хочется сказать о том, что налог на недвижимость, введение которого обсуждается с 2004 года, коснется практически каждого. Одна из основных задач при его введении - установление таких элементов налогообложения, при которых налоговая нагрузка для людей была бы посильна.
Татьяна Зыкова
Источник: РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА