С таким докладом выступил на «Круглом столе по коммерческой недвижимости» Юрий Винников, управляющий объектами коммерческой недвижимости, аналитик рынка недвижимости.
Кризис, начавшийся в 2014 году, отразился на настроениях ритейлеров: курс валюты взлетел, покупательская способность начала снижаться, продажи упали.
«Большинство наших арендаторов закупали товар в Китае, в Турции – закупочные цены выросли, – рассказал Юрий Винников. – Ритейлеры стали паниковать: никто не знал, что будет дальше. Арендаторы все чаще стали обращаться с просьбами снизить ставки».
Кризис, по словам управляющего, заставил арендодателей пойти на уступки: потерять арендатора легко, а поиск нового может растянуться на месяцы (сроки экспозиции объектов в Иркутске выросли в прошлом году в разы).
«Кому-то шли на снижение ставок, некоторым предоставляли отсрочки платежей, арендные каникулы и т.п. В результате удалось удержать порядка 90% действующих арендаторов».
Другие участники рынка, присутствовавшие на «Круглом столе», также отметили, что кризис научил арендаторов и арендодателей договариваться.
«Рынок более стал открытым, – поделилась своим мнением Юлия Козлова, руководитель Департамента недвижимости ООО ‘Сибирская Слобода’ (занимается управлением ТРЦ ‘Сильвер Молл’ и объектами в формате ‘стрит-ритейл’), – Арендаторы готовы показывать свои товарообороты, мы со своей стороны тоже готовы открывать все карты. Это профессионально и правильно».
Компромиссы, тем не менее, по ее мнению, должны быть оправданными: если арендатор просит скидку 50%, это совсем не значит, что арендодатель обязан ее дать. Ритейлер должен цифрами, фактами доказать обоснованность своей просьбы, показать, что он со своей стороны сделал все возможное, чтобы исправить ситуацию.
Антон Кондратьев, руководитель проекта Управление Недвижимостью УК «Система АМТ», считает, что далеко не всем арендаторам можно и нужно давать скидки.
«Главная идея в предоставлении скидок – понять потенциал арендаторов и их эффективность.
Если у ритейлера есть проблемы в операционной деятельности, то кризис их просто обостряет, – пояснил он. – А мы, предоставляя скидки, просто продлеваем ‘агонию’. Иногда проще отрезать сразу и найти другого арендатора».
Какой бы позиции ни придерживалась управляющая компания, главное – и это отметили все участники дискуссии – общаться с арендаторами, «держать руку на пульсе».
«С арендаторами необходимо работать не тогда, когда они уже пришли с письмом. Надо встречаться, разговаривать, спрашивать о планах, следить за спросом, посещаемостью. Это позволит принимать верные решения», – резюмировал Юрий Винников.
Источник: REALTY.IRK.RU - Недвижимость Иркутска и Иркутской области