Создание специального фонда реновации, который должен стать куратором программы переселения москвичей из хрущевок, может привести к монополизации строительного бизнеса в столице. К такому выводу пришел Совет при президенте России по кодификации, изучив предлагаемый мэрией Москвы законопроект о реновации жилья. А если новая структура получит, как и предполагается, ряд послаблений по привлечению средств инвесторов, в том числе дольщиков, то на рынке нарушится принцип формального равенства, предупреждают юристы.
Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 22 мая утвердил заключение относительно предлагаемых мэрией Москвы поправок к законодательству в части реновации жилищного фонда в городе. Об этом "Ъ" сообщил один из участников заседания. По его словам, большая часть замечаний членов совета касалась создания фонда реновации.
В мэрии планируют, что фонд станет курировать реализацию проекта -- от подбора площадок под строительство домов для переселенцев из хрущевок до работы с подрядчиками и девелоперами, у которых, возможно, будут выкупаться участки и часть готовых квартир. "Непонятен смысл создания юридического лица, которое... потенциально может стать одним из крупнейших застройщиков в столице, в... форме фонда, то есть некоммерческой организации, на имущество которой ее учредители, в том числе Москва, не приобретают никаких прав. При этом очевидно, что в этот фонд будут сделаны значительные вливания публичных средств (средств налогоплательщиков)",-- говорится в заключении совета. Аналогичная формулировка была и в проекте заключения, опубликованного ранее на сайте Исследовательского центра частного права имени Алексеева при президенте РФ (его специалисты занимались экспертизой законопроекта и подготовкой документа). Члены совета убеждены, что фонд нужно создавать в форме акционерного общества исключительно с госучастием, поскольку эта структура, по сути, будет заниматься бизнесом.
Вчера получить оперативно комментарий стройкомплекса не удалось. Впрочем, власти Москвы, лоббируя идею фонда реновации, в пример приводят опыт работы Федерального фонда по реформированию ЖКХ. Но если фонд реновации будет действовать как некоммерческая организация, то не может выступать застройщиком, у него будут полномочия аккумулировать деньги из бюджета, контролировать их расходование, полагает юрист правового департамента HEADS Consulting Анастасия Худякова. Ранее власти столицы сообщали, что в первые три года на программу реновации из бюджета Москвы планируется направить 300 млрд руб.
Возражения членов совета касались также возможной монополизации рынка строительства жилья в Москве, сообщила "Ъ" руководитель аналитической службы юридической фирмы "Инфролекс" Ольга Плешанова, присутствующая на заседании совета. Признаки монополизации возможны, если фонд в произвольном порядке станет выбирать подрядчиков и не будет публично сообщать о площадках под застройку, говорит партнер "Химки Групп" Дмитрий Котровский. Другие девелоперы, опрошенные "Ъ", отказались комментировать выводы членов совета.
Но больше всего возражений у членов совета вызвал тот факт, что фонд при привлечении средств инвесторов, в том числе и дольщиков, получает некоторые послабления, продолжает Ольга Плешанова. Так, добавляет она, предлагается освободить новую структуру от выплат в компенсационный фонд -- это обязательное условия, описанное в федеральном законе N214 (регулирует долевое строительство). "Непонятно, чем вызвано такое преимущество... фонда... по сравнению с частными организациями. Есть основания полагать, что имеет место нарушение принципа формального равенства",-- говорится в заключении совета.
Халиль Аминов, Екатерина Геращенко
Источник: КОММЕРСАНТЪ