Что лучше? Горькая правда или сладкая ложь? Свой взгляд на развитие туризма на Байкале в формате радикальной правды изложила Наталья Волощенко – директор управления продаж крупному и среднему бизнесу Байкальского банка Сбербанка.
– У нас в Сбербанке сейчас активно придерживаются концепции radical truth. Поэтому сегодня я буду говорить о туризме и делать заявления, возможно, для кого-то неприятные. Цель – попытаться изменить ситуацию и сдвинуть её с мертвой точки.
Во всем мире туризм сегодня становится не просто отраслью, а экономическим явлением. Без развития туризма любому региону очень сложно конкурировать в экономике, считает Наталья Волощенко.
– Часто приходится слышать, что для развития туризма в регионе надо строить дороги, аэропорт, совершенствовать транспорт. Если мы все это построим, это повлияет только на туризм? Очевидно, что это повлияет на жизнь каждого жителя Иркутской области.
У туризма три ключевых роли: экономическая, социальная и экологическая, отмечает эксперт Сбербанка.
– С точки зрения экономики, во-первых, туризм – это источник дополнительных рабочих мест. Уникальная сфера гостеприимства, где очень важен человеческий фактор, пока менее всего подвержена цифровизации. В этой сфере могли бы найти применение те, кто высвободился в других отраслях.
Во-вторых, туризм – это источник развития малого предпринимательства.
– Проект экокурорта мирового уровня, в котором участвует Сбербанк, это хорошо, строительство конгресс-центра – это здорово. Но мы признаем, что туризм в основном движется малым бизнесом, который как мясо нарастает на этот скелет. Только малый бизнес может сделать уникальный нишевый туристический продукт или реализовать уникальную развлекательную программу.
В-третьих, туризм – это исключительно несырьевой экспорт.
– Поэтому призыв «пора слезть с сырьевой иглы», здесь можно реализовать в полной мере.
В конце концов, туризм – это интеграция в мировую экономику, а это важно для любого региона.
Если смотреть на социальные факторы, то туризм стимулирует на коммерческой основе развитие и сохранение промыслов и национальной культуры. Туристы едут туда, где есть аутентичность. Поэтому территории, на которой туризм процветает, начинают поддерживать свою культуру, считает Наталья.
– Все, кто живет в Иркутске знает, что у нас масса деревянных домов – памятников культуры, которые стоят в центре города и разрушаются, и никто этим не занимается. Так вот туризм во всем мире является очень мощным финансовым источником для восстановления таких объектов.
Приведу пример. Многие из нас были в Турции. Это, наверное, та страна, которой в лучшей степени, чем нам удается соблюдать в туризме баланс интересов экономики, сохранения исторического наследия и экологии. Вспомните, Каппадокию, Памукалле – эти объекты, как и Байкал, охраняются Юнеско. Однако количество туристов несопоставимо с тем, которые приезжают к нам. Именно туризм является источником для сохранения этих объектов в Турции. У нас на Байкале часто приравнивают туризм к разрушающей силе, а на самом деле туризм – это эволюционная сила, помогающая развитию всех отраслей.
Кроме того, туризм помогает развивать отдаленные территории. Например, проект «Самые красивые деревни» позволяет красивым и самобытным российским поселениям зарабатывать на туризме.
Сегодня туризм формирует 20% мирового валового продукта. Эффект мультипликатора в туризме колоссальный. Среднестатистический житель планеты тратит 15% своего ежегодного дохода на туризм. Именно за эти 15% конкурируют страны и регионы.
– Радикальная правда состоит в том, что сегодня мы проигрываем на этом рынке, а время идет. Можно показывать цифры увеличившегося турпотока на Байкал, но важнее не количество, а деньги, которые получает регион. Так вот в Иркутской области на туризм приходится всего 0,7% валового регионального продукта. Сравните, 20% и 0,7%. О каком богатстве региона мы говорим?!
В среднем за одно туристское пребывание в мире путешественник оставляет $1200, а на нашей территории – $500-800.
– Какой вывод из этого можно сделать? Нам нечего предложить туристу. Даже не увеличивая турпоток, если нам будет, что предложить туристу, мы можем зарабатывать больше.
Сегодня очень мало местных предпринимателей участвует в ярмарке.
– Им нечего предложить, многие гостиницы на Байкале работают в режиме овербукинга. Что это значит с точки зрения экономиста? Гостиниц не хватает, мощности перегружены, они не восстанавливаются и не обновляются. Это страшная вещь на самом деле.
Продолжая сессию радикальной правды, Наталья Волощенко поделилась своими мыслями о инфраструктуре Иркутской области.
На одной из сессий в качестве приоритетного направления туризма на Байкале было названо развитие экологических троп.
– Мы все путешествуем и знаем, что экологический туризм тоже разный бывает, не только тропами… Ведь что необходимо мировому туристу? Ему важно быстро добраться, комфортно разместиться, поесть, развлечься, оздоровиться, привезти что-то с собой домой. Что из этого мы можем предложить туристу, который искушен и видел очень много? Радикальная правда состоит в том, что в нашем регионе туризм пока качественно не выполняет ни одну из ролей, считает Наталья Волощенко.
– 70% времени на форуме посвящено законодательным ограничениям, которые не позволяет развивать бизнес, экономику региона, а жителям территории получать дивиденды. Это заставляет искать решение этой проблемы. Я уверена, что такие площадки как форум помогут изменить ситуацию. Все было бы еще более драматично, если бы не было рядом Байкала и уникальных природных преимуществ.
Сбербанк уже год активно участвует в обсуждении темы туризма и пытается сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
– Мы работаем над комплексным проектом, и мы видим, что интерес к Байкалу и проекту колоссальный, за это время на нас вышли серьезные потенциальные инвесторы. В августе они планируют провести международный инвестиционный форум на Байкале с представителями мировых гигантов. Сбербанку важно развивать экономику Приангарья. Где экономика – там и Сбербанк. Мы не можем оставаться в стороне и четко осознаем, что, имея все предпосылки, Иркутской области надо ускориться, двигаться активнее, чтобы выигрывать в конкурентной борьбе. Логика понятна. Тот, кто хочет – делает, кто не хочет – находит ограничения.
Источник: СИА