Уходящий год стал для жилищного строительства переломным — ввод жилья впервые с 2015 года начал расти. Во многом, однако, это было обеспечено частным сектором, тогда как рост строительства многоквартирных домов по-прежнему вызывает сомнения. Отрасль в целом с учетом нежилого строительства остается в состоянии стагнации и пока признаков роста не подает. Впрочем, как показал уходящий год, ситуация может быстро измениться: если единовременный учет проектов «Ямал СПГ» локально разогнал квартальный рост объема строительных работ в стране до 5,3%, то запланированный на начало 2020 года бум госинвестиций в рамках нацпроектов может легко перекрыть этот рекорд.
Наиболее заметные перемены в строительном секторе в 2019 году затронули жилищный сектор. В этом году положительная динамика ввода жилья была зафиксирована впервые с 2015 года, в целом за январь—ноябрь рост составил 8,2% (построено 62,9 млн кв. м). Одним из значимых факторов восстановления роста стало ускорение темпов строительства частных домов — именно этот сектор долгое время удерживал отрасль от дальнейшего проседания, но во второй половине прошлого года он сам оказался в отрицательной зоне. С начала года прирост индивидуального жилищного строительства (ИЖС) составил 15,4% — на частный сектор пришелся 51% построенных площадей, хотя еще в 2018 году доля частных домов была менее 43% (32,4 млн кв. м). Более того, в течение трех кварталов основной вклад в рост ввода жилья обеспечивало именно частное строительство — 83% общего прироста за девять месяцев.
На этом фоне строительство индустриального жилья, на которое правительство делает основную ставку в профильном нацпроекте, остается в сложной ситуации — согласно планам властей, на многоквартирные дома (МКД) должно приходиться в 2024 году более двух третей вводимых площадей (добиться этого планируется за счет более доступной ипотеки). Но в этом году вклад многоквартирного строительства в общий рост за три квартала составил только 17%. В самом сегменте по итогам января—ноября темпы ввода выросли на 3,2%, это, конечно, рост, но пока очень осторожный.
Вероятно, именно поэтому каких-либо прогнозов по строительству МКД на 2020 год нет, адаптация отрасли к реформе еще не завершена, и полноценный переход на проектное финансирование впереди. Косвенные же данные (например, крупнейшего ипотечного кредитора, Сбербанка) о количестве полученных разрешений на строительство выглядят как предостережение от излишнего оптимизма. Если в 2014 году, по оценкам аналитиков, было выдано разрешений на строительство 76,4 млн кв. м жилья, то в 2017 и 2018 годах речь шла уже о 34,4 млн и 48,9 млн кв. м соответственно.
В этом году тенденция продолжилась — по данным Минстроя, российские застройщики стали реже обращаться за разрешениями даже по сравнению с 2018 годом.
С учетом того, что строительный цикл обычно составляет два-три года, это вызывает у чиновников, ответственных за рост ввода жилья (к 2024 году объем ввода должен достигнуть 120 млн кв. м), «серьезные опасения» — Минстрой признает, что это может привести к уменьшению объемов через два-три года.
Впрочем, структура рынка жилищного строительства меняется. В 2014–2018 годах мелкие строительные компании активно банкротились, и сейчас рынок де-факто консолидирован крупными девелоперами, относительно легче и быстрее получающими разрешения на строительство мегапроектов на сотни тысяч квадратных метров (как в случае постоянно расширяющейся московской программы реновации). Вопрос о двухлетней паузе между началом стройки и ее сдачей в эксплуатацию это, однако, не снимает.
Строительная отрасль в целом остается чуть ли не самой проблемной среди базовых видов экономической деятельности.
Евгения Крючкова
Источник: КОММЕРСАНТЪ