Информационное агентство Finam.ru провело онлайн-конференцию «Недвижимость в России – кризис и поддержка властей». Участники сошлись во мнении, что больше всего в кризис пострадает рынок коммерческой недвижимости, а цены на жилье не претерпят серьезных изменений. При этом одним из ключевых рыночных трендов эксперты называют переход на онлайн-продажи.
Пандемия коронавируса, падение нефтяных цен, ослабление российской валюты, режим самоизоляции, заморозка строительных работ во многих регионах — все это вызвало стрессовую ситуацию на рынке недвижимости. Тем не менее, участники рынка стараются гибко реагировать на сложившуюся ситуацию, утверждает руководитель департамента продаж «МИЭЛЬ-Новостройки» Василий Богачев: «Застройщики и банки уже практически наладили систему дистанционных продаж и сделок. Да, сейчас есть небольшое недоверие покупателя к данной форме реализации, но скепсис проходит, в том числе благодаря акционным предложениям и скидкам для онлайн-сделок». Вместе с тем, как отмечает генеральный директор АН «БОН ТОН» Наталия Кузнецова, на московском первичном рынке жилья порядка 50-60% потенциальных покупателей «сидят в бронях» и не готовы выходить на заключение сделок в формате онлайн: «Ряд процедур невозможен или усложнен в силу технических причин».
Спрос на новостройки стимулируется акционными предложениями застройщиков – даже те, кто отложил покупку сравнительно недавно, сейчас возвращаются на рынок, говорит г-н Богачев. Что же касается вторичного рынка, то, по мнению эксперта, он сейчас разделился на тех, кто повысил стоимость, и собственников, принявших выжидающую позицию.
Эксперты прогнозируют, что существенные изменения произойдут в сегментах офисной и промышленной недвижимости. По мнению г-жи Кузнецовой, больше всего пострадает сектор офисной недвижимости, хотя это даст толчок развитию коворкинга и работы в удалённом режиме: «Коммерческие площади с хорошими качественными параметрами не испытают на себе глубокого падения. Если они потеряют действующих арендаторов, они смогут в ближайшей перспективе найти новых». Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев допускает, что может произойти существенный спад в сегменте торгово-развлекательных центров, как мы это видели в 2008 году.
Профиль покупателя недвижимости в ближайшее время не изменится, считает руководитель проекта Dataflat.Ru Александр Пыпин: «Это маловероятно, так как потребительские привычки и склонности в сфере долгосрочных товаров и потребностей формируются десятилетиями. Заметные сдвиги возможны, если ограничения на передвижение сохранятся, например, на год и более». По мнению коммерческого директора Est-a-Tet Владимира Моребиса, пандемия, скорее, изменит профиль покупателей в сторону онлайн-сервисов: «Рынок сможет выйти на новый уровень, когда забронировать, купить квартиру онлайн или дистанционно ободриться по ипотеке станет обыденным».
В текущих условиях наиболее привлекательны объекты на первичном рынке с ближайшими сроками сдачи, для инвестирования — проекты на старте продаж, считает г-н Богачев. Г-жа Кузнецова предполагает, что наибольшую доходность могут иметь новые проекты, в частности в сегменте апартаментов премиум-класса.
Источник: СИА