Пандемия COVID-19 оставила без средств к существованию владельцев магазинов, рассчитанных на туристические группы из Китая. В результате вакансия на одной из самых важных с точки зрения такой инфраструктуры Фрунзенской набережной в Москве достигла 50%, что почти в пять раз выше среднего показателя по городу. После снятия ограничений из-за пандемии инфраструктура для китайских туристов может переехать на новое место: в числе вариантов консультанты называют Поклонную гору.
О том, что на Фрунзенской набережной в Москве вакансия в помещениях стрит-ритейла достигла как минимум 50%, “Ъ” сообщила замдиректора направления стрит-ритейла Knight Frank Ирина Козина. Здесь с 2017 года развернулась нацеленная исключительно на китайских туристов торговля ювелирными изделиями, янтарем и сувенирами и пр. По данным Knight Frank, еще в 2019 году эти объекты занимали до 30% всех помещений на набережной. Половина из них уже покинула помещения после того, как российские власти сначала наложили мораторий на безвизовый въезд для путешественников из КНР, а с 20 февраля запретили гражданам Китая въезд в Россию из-за пандемии COVID-19, сообщает госпожа Козина.
В 2019 году ЦБ назвал китайских туристов лидерами по совокупным расходам в стране: за первые три месяца минувшего года, по подсчетам ЦБ, они потратили в РФ $264 млн. Таким образом, годовой объем трат можно оценить более чем в $1 млрд.
Руководитель департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Оксана Мостяева утверждает, что закрытие точек связано не только с пандемией COVID-19, но и с многочисленными жалобами местных жителей на нескончаемый поток китайских туристов класса «средний минус». «Была поставлена задача о переносе этой инфраструктуры в любое другое место в Москве с условием, что оно будет иметь транспортную доступность, подъездные пути и достаточную вместительность»,— рассказывает госпожа Мостяева.
Никита Щуренков
Источник: КОММЕРСАНТЪ