Кризис заставил покупателей жилья придирчиво подходить к выбору проектов, переориентировавшись на новостройки в высокой стадии готовности. Если в первые четыре месяца прошлого года 58% продаж приходилось на проекты на стадии котлована и монтажа нижних этажей, то сейчас только 44%.
Единственной категорией новостроек, показавшей рост продаж по итогам первых четырех месяцев 2020 года, стали проекты на стадии монтажа верхних этажей: количество сделок с ними увеличилось на 52% относительно аналогичного периода прошлого года, до 4,5 тыс. заключенных договоров долевого участия (ДДУ). Такие выводы на базе анализа данных Росреестра в своем исследовании сделала «Азбука жилья». Рост такого жилья произошел на фоне сокращения на 12% общего числа сделок на первичном рынке Москвы по итогам первых четырех месяцев относительно аналогичного периода прошлого года: всего за этот период было заключено 16,06 тыс. ДДУ.
Наибольшее падение пришлось на проекты, находящиеся на стадии котлована: в этом сегменте продажи сократились на 39%, до 4,7 тыс.
Руководитель департамента консалтинга и аналитики «Азбуки жилья» Ярослав Дарусенков связывает тенденцию со стремлением покупателей выбирать менее рискованные проекты, которые с большей долей вероятности будут завершены. Продажи в уже сданных домах, по мнению эксперта, заметно не растут из-за большой ценовой разницы с незавершенным жильем: покупатели пытаются найти золотую середину.
Смену вектора покупательских настроений заметили и застройщики. Гендиректор УК «Развитие» Игорь Козельцев указывает, что если раньше 60% сделок приходилось на строящиеся квартиры, а 40% — на готовые, то сейчас ситуация прямо противоположная. Он связывает ситуацию с кризисом и мартовским потребительским ажиотажем. «На фоне падения рубля многие покупали готовые квартиры с ключами, воспринимая их как самую надежную инвестицию»,— вспоминает он.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ