В отличие от других европейских столиц, в Москве открытие торгцентров после двухмесячного закрытия из-за пандемии COVID-19 пока не вызвало потребительского ажиотажа. Спрос сдерживают сохраняющиеся ограничения на передвижения и пессимизм потребителей в отношении будущего роста доходов. На этом фоне трафик, восстановившийся в некоторых торгцентрах в первый день открытия, носит скорее экскурсионный характер.
В Москве 1 июня после двухмесячного перерыва открылись торгцентры. Как пояснил “Ъ” вице-мэр столицы Владимир Ефимов, суммарно возобновили работу 47 тыс. магазинов и 9 тыс. компаний, работающих в сфере бытового обслуживания, а на работу вернулись 305 тыс. сотрудников, занятых в розничной торговле.
Аналитики «Магазина магазинов» предполагают, что за два минувших месяца ограничений в работе российские торгцентры могли совокупно потерять до половины арендных платежей, или более 30 млрд руб.
Руководитель департамента исследований Cushman & Wakefield Татьяна Дивина отмечает, что формально в Москве в апреле—мае и так работали 80–90% торгцентров: это объекты, где оставались открытыми продовольственные супермаркеты и зоомагазины, аптеки, салоны связи, банки, работающие на вынос заведения общепита. Но Shopping Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м) сохранялся на уровне 25–30% от значений за тот же период прошлого года. Сейчас, по словам госпожи Дивиной, речь идет скорее о расконсервации дополнительных зон в объектах. На этом фоне, по мнению эксперта, в первую неделю работы посещаемость объектов будет составлять лишь 50% от докризисных значений, а после снятия ограничений на перемещения по городу вырастет до 60–70%.
Ведущий аналитик «Магазина магазинов» Ярославна Шилова также ждет, что в июне трафик будет на уровне 50–70% от докризисных показателей. О полноценном восстановлении, по ее мнению, можно говорить лишь после открытия фитнес-клубов, салонов красоты, развлекательных зон, кинотеатров и фудкортов.
Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева объясняет, что такая динамика в целом соответствует европейской, где посещаемость устанавливается на уровне 40–70% от докризисных значений. Однако в первые дни открытия торгцентров в Европе трафик оказался очень высоким из-за отложенного спроса.
Московские объекты скачка не заметили. Ритейлеры начали работать, но продаж пока фактически нет, говорит управляющий партнер RedStone Индира Шафикова. Эксперт связывает низкую активность покупателей с продолжающим действовать в Москве пропускным режимом. «Ситуация парадоксальная: в Подмосковье, где пропуска отменили, все объекты закрыты, в то же время в Москве, где передвижения ограниченны, все работает»,— рассуждает она. Трафик пока носит скорее экскурсионный характер, добавляет управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов. «Из-за потребительской неуверенности люди пока не готовы делать необязательные покупки»,— считает он.
Александра Мерцалова, Халиль Аминов, Никита Щуренков
Источник: КОММЕРСАНТЪ