Пандемия COVID-19 может оставить работников бизнес-центров без привычных кафе, ресторанов и магазинов. Так, на территории «Москва-Сити» уже прекратили работу заведения Goodman и Magurа Asian Bistro, не исключает сокращения своих точек на территории и сеть Prime. Основной трафик в деловом центре обеспечивали сотрудники компаний, многие из которых не вернутся в офисы до конца 2020 года. В перспективе это может привести к закрытию до 25% кафе и магазинов в бизнес-центрах, на замену которым придут автоматы с готовой едой.
О закрытии ресторанов Goodman и Magura Asian Bistro (входит в Novikov Group Аркадия Новикова) в деловом центре «Москва-Сити» “Ъ” рассказали два консультанта на рынке коммерческой недвижимости. По их словам, причиной могло стать сокращение трафика из-за перевода работников офисов на удаленную работу в связи с пандемией COVID-19. В сети Goodman не ответили на вопросы “Ъ”. Господин Новиков подтвердил закрытие ресторана, отметив, что объект работал со средними показателями и до пандемии. В сети Prime (также входит в Novikov Group) говорят, что могут закрыть три из семи своих точек, работающих на территории «Москва-Сити», если не удастся договориться с управляющей компанией местного торгового центра «Афимолл» о пересмотре платежей за аренду.
Представитель Prime Мария Лошкова уточняет, что трафик в объектах сети в «Москва-Сити» сократился на 50–70% в зависимости от заведения. «Мы можем рассчитывать на восстановление потока гостей в бизнес-центрах лишь к марту следующего года»,— отмечает она. В ГК «Шоколадница» (также управляет сетями «Кофе Хауз», «Ваби-саби» и пр.) говорят о снижении посещаемости в расположенном в «Афимолле» заведении примерно на 50%. В сети «Азбука вкуса», управляющей супермаркетом на территории делового центра, напротив, фиксируют рост выручки на 5–7% год к году и прогнозируют восстановление трафика к концу лета.
Как считает директор департамента аналитики Colliers International Вероника Лежнева, возвращение сотрудников в бизнес-центры будет растянуто во времени гораздо больше, чем возвращение пешеходов на городские улицы. По ее словам, сегодня в среднем до 35% ритейла в бизнес-центрах приходится на общепит, около 20% — на сферу услуг. Вакантные площади в объектах будут расти из-за закрытия кафе, ресторанов, цветочных магазинов, химчисток и пр., перечисляет руководитель отдела аналитики компании JLL Владислав Фадеев.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров уверен, что из-за снижения плотности офисного персонала, усиления ценовой конкуренции в условиях снижения заработных плат и развития продуктового онлайн-ритейла, а также служб доставки готовой еды количество кафе и магазинов в бизнес-центрах в перспективе снизится на 25%. В таких условиях эксперт ожидает рост спроса на автоматизированные решения — торговые автоматы и микромаркеты по продаже готовой еды, которые могут частично стать заменой обычным кафе.
Никита Щуренков
Источник: КОММЕРСАНТЪ