Работа на дому явилась краткосрочной реакцией на COVID-19, однако многие аналитики считают, что эта тенденция, вероятно, сохранится. Эксперты Morgan Stanley исследовали, какие последствия тренд работы на дому будет иметь для общества, бизнеса и рынка.
Если первоначально ожидалось, что это лишь временная мера, то спустя несколько месяцев тренд удаленной работы может стать новой реальностью. Стратег Адам Виргадамо считает, что процесс возврата в офис будет зависеть от специфики отрасли, однако «в целом эксперимент оказался относительно успешным».
Это означает, что переход к удаленной работе может продолжиться и после появления эффективной вакцины. Таким образом, возникшая тенденция будет иметь значительные последствия для потребительских расходов, человеческого капитала, недвижимости, а также других сфер экономики. Morgan Stanley Research, США оценила возможность работы на дому для 750 профессий: анализ показал, что примерно 40% занятых продолжат работать из дома в ближайшем будущем. Для сравнения, до COVID-19 показатель был на уровне лишь 7%.
Согласно базовому прогнозу экономистов Morgan Stanley, вакцина станет доступной во втором квартале 2021 г., а 30% американцев продолжат работать из дома в течение следующих трех-пяти лет — оценка в два раза превышает предварительные прогнозы Бюро статистики труда США.
Отмечается, что переход на работу из дома создает новые нормы, которые изменят рабочие места, поведение потребителей, структуру расходов, производительность и многое другое. Подобные сдвиги могут иметь более долгосрочные преимущества как для экономики, так и для фондового рынка, считают в Morgan Stanley.
Отсутствие ежедневных поездок в офис меняет структуру расходов: востребованы обеды на дому и занятия спортом, а расходы на покупку офисной одежды, химчистку, рабочие обеды и послеобеденные встречи снижаются.
«Когда мы работаем из дома, тенденции в расходах меняются и становятся похожими на те, когда люди находятся на пенсии, не затрагивая только сферу здравоохранения», — комментирует главный экономист Эллен Центнер. Аналитики ожидают смещение спроса потребителей: существенный отказ от покупок одежды, еды вне дома и транспорта. В свою очередь будут выигрывать игроки электронной коммерции с соответствующими экономическими последствиями для таких секторов, как складирование, логистика и платежные сервисы.
Morgan Stanley прогнозируют, что рынок коммерческой недвижимости столкнется с серьезным влиянием тренда работы из дома — последует снижение спроса на площади. В среднесрочной перспективе это может сказаться на показателях поглощения или соотношении доступных площадей, сдаваемых в аренду или проданных в определенный период. Это мнение поддерживает глава фонда US REIT Equity and Commercial Real Estate, Ричард Хилл: «Меньшее количество персонала в офисах и сокращенное количество личных встреч будет означать более низкий уровень нежилого строительства, занятости отелей, деловых поездок и использования корпоративных обеденных залов».
UBS Investor Watch провели опрос состоятельных инвесторов, которые заявили, что видят долговременные изменения после COVID-19: 75% ожидают, что их уклад не будет прежним и планируют смену образа жизни. 46% из участников опроса планируют оставить города и перебраться в менее населенные районы.
Источник: СИА