Бум онлайн-торговли, спровоцированный ограничениями на работу традиционного ритейла из-за пандемии, привел к смещению интереса франчайзи в пользу открытия пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в партнерстве с крупными маркетплейсами. Этот сегмент впервые вошел в тройку самых привлекательных франшиз, потеснив заведения общепита. Но, предупреждают эксперты, из-за конкуренции и невысокой комиссии такие точки в будущем могут оказаться невыгодными для самих франчайзи.
В августе спрос на франшизы ПВЗ вырос на 35% относительно начала года, подсчитал по запросу “Ъ” сервис Franshiza.ru. Таким образом, сегмент ПВЗ впервые вошел в тройку самых востребованных франшиз, потеснив заведения общепита, поясняет эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская. На первом и втором месте рейтинга остаются соответственно продуктовые и аптечные сети.
Рост интереса обусловлен рядом факторов, включая низкую стоимость франшиз. Например, для открытия партнерского ПВЗ маркетплейса Ozon потребуется от 200 тыс. руб., отмечает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Кроме того, продолжает Анна Рождественская, бум интернет-торговли сделал привлекательным бизнес ПВЗ даже в отдаленных регионах и небольших городах. Сооснователь Data Insight Борис Овчинников объясняет активный рост спроса на такие объекты в августе отложенным спросом — в марте—мае из-за пандемии новые пункты выдачи заказов в целом по стране почти не открывались.
Более 45% запросов на франшизы ПВЗ, следует из данных Franshiza.ru, приходят от собственников помещений, пытающихся занять пустующие площади или диверсифицировать бизнес. «Кроме того, пункты выдачи приживаются в густонаселенных спальных районах на площадках, где ни один бизнес до этого не пользовался успехом»,— объясняет госпожа Рождественская. Консультант Jos de Vries The Retail Company Ирина Болотова заключает, что смещение интереса к ПВЗ — следствие нового паттерна поведения заказывать большинство товаров через интернет, сформировавшегося во время режима самоизоляции.
Активный рост пунктов выдачи заказов гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров объясняет и значимым закрытием из-за кризиса объектов малого формата сферы услуг и заведений общепита.
«Такие франшизы выглядят привлекательно, но ужесточение требований от основных операторов и рост плотности размещения ПВЗ делают экономику этого бизнеса не самой простой. Предпринимателю приходится выбирать, либо открывать мультиформатный ПВЗ и работать с большим количеством онлайн-платформ и магазинов, теряя в комиссии за каждую выданную посылку, либо открываться под брендом одного из игроков, ограничивая работу с другими»,— комментирует Михаил Бурмистров.
Никита Щуренков
Источник: КОММЕРСАНТЪ