Среднедневная посещаемость офисов в Москве и многих европейских городах в полтора раза ниже докризисных значений. Такая динамика создает сложности владельцам магазинов и ресторанов, занимающих помещения на первых этажах бизнес-центров: вакантность в этом сегменте растет, а перспективы выглядят не радужными. Активнее, чем в офисы, жители крупных городов ходят в торговые центры и расположенные отдельно заведения общепита.
Около 70–75% московских компаний после снятия ограничений на передвижение уже вернулись в офисы. Такие данные приводит в своем исследовании Knight Frank. Но аналитики отмечают, что дневная посещаемость офисов редко превышает 30–50% единовременно. Часть работников чередует работу дома и в офисе, констатирует директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Мария Зимина. Эксперт добавляет, что многие собственники бизнеса приняли решение предоставить своим сотрудникам возможность работать из дома до конца 2020 года.
Ситуация в Москве соответствует общемировой динамике. Согласно подсчетам Knight Frank, в среднем в мире активность на рабочих местах в апреле упала на 50%, в августе разрыв скорректировался до 28% относительно докризисных значений. При этом европейцы пока относятся к офисам с опаской: их посещаемость в Лондоне, Париже, Мадриде и Милане на 36–45% ниже базовых значений. На этом фоне в Сеуле разрыв составляет только 11%, в Сиднее — 15%, в Копенгагене — 19%.
Низкие темпы восстановления активной жизни в бизнес-центрах уже привели к усугублению кризиса в сегменте supporting retail (магазины и кафе на первых этажах бизнес-центров).
При этом в целом в торгцентрах, по данным Knight Frank, динамика выглядит намного лучше. Если в начале апреля количество проводимого в объектах торговли и развлечений упало на 56%, то в конце августа падение оценивалось лишь в 20%. В Вене и Милане активность покупателей уже составляет 75–80% от докризисных значений. В Москве динамика аналогичная.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ