Коронакризис ожидаемо осложнил условия работы отельеров в крупных городах страны: в Москве и Санкт-Петербурге по итогам 2020 года загрузка гостиниц сократилась примерно в полтора раза, а доходность — более чем на 60%. Больше всего пострадал сегмент люксовых отелей, которые были заполнены только на 20%. Таким объектам, прогнозируют консультанты, предстоит и самый долгий период восстановления.
Средняя загрузка отелей Москвы по итогам 2020 года достигла 37,9%, сократившись на 51% относительно аналогичного показателя 2019 года. Такие данные в своем исследовании приводит JLL. В Петербурге ситуация оказалась еще хуже: средняя заполняемость по итогам года оценивается в 29%. Это на 57% меньше, чем годом ранее. Похожие данные приводят другие консультанты.
Падение загрузки привело и к сокращению выручки отелей, а значит, и доходов отельеров. По расчетам JLL, в Москве в 2020 году RevPAR (доходность на номер) опустился на 63% относительно прошлого года, до 2,08 тыс. руб., в Петербурге — на 69%, до 1,4 тыс. руб. Консультанты CBRE оценивают среднее значение RevPAR в Москве в 2,5 тыс. руб. за номер, в Петербурге — в 1,7 тыс. руб.
Руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Яна Уханова отмечает, что качественные отели в 2020 году работали с операционным убытком. Собеседник “Ъ” на гостиничном рынке добавляет, что ситуация могла быть и хуже, если бы не фактор «социальной загрузки» в Москве: с апреля по июнь мэрия размещала региональных медиков, работавших с пациентами COVID-19, в гостиницах за 2–2,5 тыс. руб. в сутки. Многие отправляющиеся на вахту сотрудники добывающей и обрабатывающей промышленности проходили в отелях карантин. «Но оценить эти данные невозможно: собственники, как правило, их скрывают»,— уточняет собеседник “Ъ”.
При этом, по словам Яны Ухановой, для люксовых отелей последствия текущего кризиса оказались более ощутимы. По расчетам JLL, средняя загрузка наиболее дорогих гостиниц в Москве и Петербурге оказалась минимальной из всех сегментов, составив 20–22%. Владельцы люксовых отелей не готовы корректировать тарифы на фоне отсутствия реального спроса. «Высокобюджетные деловые туристы откладывают свои поездки на неопределенный срок и переориентировались на курортные объекты и частные виллы»,— объясняет госпожа Уханова. Она добавляет, что этот сегмент будет восстанавливаться медленнее по сравнению с другими.
Сами отельеры соглашаются, что прошедший год оказался сложным для всей отрасли. Президент Cosmos Hotel Group Александр Швейн оценивает падение спроса примерно в два раза, связывая это со снижением командировочной активности бизнеса. Средняя заполняемость объектов группы, по его словам, за год сократилась на 29%. Нивелировать негативный эффект помогли хорошие результаты работы загородных и курортных отелей. «Почти каждые выходные мы видели полную загруженность, а в будни она выросла с 30% до 50%»,— поясняет господин Швейн.
Партнер Cushman & Wakefield Марина Усенко предупреждает, что для отельеров Москвы и Петербурга первая половина 2021 года тоже будет сложной: вряд ли до начала лета восстановятся массовые международные поездки.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ