Сохранить удаленный формат работы для части своих сотрудников после пандемии COVID-19 планирует 85% компаний, арендующих офисы. Это результаты опроса специализирующейся на инвестициях в коммерческую недвижимость и консалтинге компании CBRE, проведенного среди поставщиков товаров повседневного спроса (FMCG), участников IT-отрасли, ритейлеров, фармацевтических компаний и др. Как следует из данных CBRE, сегодня у половины из опрошенных компаний работать дистанционно продолжают около 50% сотрудников.
В связи с этим 64% респондентов уже планируют сокращение площадей под собственными офисами в перспективе двух-трех лет.
В Москве мэр Сергей Собянин с 27 января отменил обязательное требование о переводе 30% сотрудников на удаленную работу. Но компании возвращать весь персонал в офисы пока не спешат. В X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») планировали перевести 60% сотрудников на удаленный и комбинированный режим, при котором те будут посещать офис несколько раз в неделю. Гендиректор группы «М.Видео-Эльдорадо» Александр Изосимов говорил, что сейчас в офисе компании работают чуть больше 10% сотрудников, а более интенсивный выход людей отложен до конца марта. Но и тогда часть персонала будет работать в офисе без персонального места, часть — дома, а некоторые — всегда удаленно, поясняет топ-менеджер. Mail.ru Group осенью 2020 года тестировала различные гибридные модели, включая фиксированные дни посещения офиса, и планирует вернуться к экспериментам после окончания пандемии, говорил в январе гендиректор группы Борис Добродеев.
Директор департамента офисной недвижимости ILM Артем Неволько подтверждает, что компании уже начали отказываться от части офисных помещений. По его оценкам, это приведет к высвобождению 30–40% занимаемых площадей или сдаче их в субаренду. Директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Мария Зимина ожидает, что при снижении спроса на офисы снизится и предложение: девелоперам придется уменьшить объемы запланированного строительства офисов либо менять назначения зданий под другие форматы.
Кроме того, в ближайший год интерес к офисам класса A будет временно снижен из-за желания арендаторов оптимизировать расходы, добавляет эксперт.
В CBRE на этом фоне говорят о росте спроса на гибкие офисы: треть опрошенных консультантами компаний уже их используют или планируют разместить штаб-квартиру в таком формате.
Дарья Андрианова, Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ