Доля вакантных площадей в сегменте стрит-ритейла в Москве продолжила рост: по итогам первого квартала показатель увеличился на 0,4 процентного пункта, до 14%. Такие данные приводят в JLL. Но динамику консультанты называют позитивной. «Это наименьшее увеличение за прошедший год»,— объясняет руководитель отдела исследований компании JLL Владислав Фадеев. Руководитель направления стрит-ритейла СBRE Юлия Назарова тоже видит положительный тренд: количество закрытий в первом квартале оказалось в три раза ниже, чем летом—осенью прошлого года. «А часть формально прекративших работу арендаторов — релокация ритейлеров в помещения с лучшими характеристиками»,— добавляет она.
Активность арендаторов, по мнению господина Фадеева, стимулируют приближающийся летний сезон и привлекательные ставки, скорректировавшиеся за время пандемии.
Дисконты, по словам госпожи Буренко, сейчас арендаторы получают в основном в виде длительных арендных каникул или льготной ставки на время начала коммерческой деятельности. «Последний вариант в среднем предполагает 30-процентный дисконт от основной ставки на первые шесть-восемь месяцев работы»,— говорит она. Руководствуясь возобновлением планов торговых развития, госпожа Назарова ждет снижения среднего уровня свободных площадей на центральных улицах Москвы, но сомневается, что арендные ставки начнут расти раньше следующего года.
В Санкт-Петербурге незначительный рост вакантности пока также сохраняется: за первый квартал доля пустующих помещений, согласно оценкам Maris, увеличилась на 0,2 процентного пункта, до 11,3%. Вновь открытых предприятий оказалось на 35% меньше, чем закрывшихся. Руководитель отдела исследований Maris Алена Волобуева говорит, что наибольший урон ожидаемо был нанесен сфере общественного питания. За первый квартал в городе закрылись рестораны «Библиотека вкусов», «Нихао», кафе «Гамарджоба», Starbucks и другие.
Но в целом уровень спроса на уличные торговые помещения госпожа Волобуева называет стабильным. Запросов со стороны FMCG-ритейлеров (товары повседневного спроса), по словам эксперта, уже не так много, как годом ранее, когда они формировали 20% заключаемых сделок, но на центральные торговые улицы начали постепенно возвращаться fashion-операторы, ранее сокращавшие свое присутствие из-за ограничений. Доля предприятий торговли в стрит-ритейле за первый квартал к концу года действительно выросла на 0,8 процентного пункта, до 46%, в то время как предприятия общественного питания потеряли 0,6 пункта, до 31%. Хотя Владислав Фадеев пока не готов строить оптимистичных прогнозов. Если летом, по словам эксперта, вакантность на торговых улицах традиционно снижается, то осенью может произойти рост значения до 12–15%.
На офисном рынке восстановление идет активнее: совокупный объем спроса на помещения в Москве в первом квартале, согласно оценкам Colliers, составил 300 тыс. кв. м, это соответствует докризисным показателям. Изменилась и структура сделок: если в конце прошлого года 65–70% заключаемых договоров, по словам директора департамента офисной недвижимости Knight Frank Марии Зиминой, приходились на оптимизацию и пересогласование ранее заключенных соглашений, то сейчас 62% — новая аренда. Хотя доля вакантных площадей за квартал, согласно оценкам Colliers, при этом все же выросла — с 8,2% до 8,5%. Но, исходя из возобновления деловой активности, директор департамента офисной недвижимости Colliers Наталья Боннели ждет, что рост доли свободных площадей приостановится.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ